Настоящий «Уральский пельмень» Сергей Исаев 7 августа отмечает юбилей. В день 50-летия артиста мы решили посмотреть, каким он был в детстве, а еще поговорили с мамой Сергея Татьяной Федоровной о том, как ее сын отказался от работы на заводе и попал на сцену.
В своей семье Сергей — старший брат. Когда он родился, врач по ошибке сообщил отцу Сергея, Владимиру Даниловичу, что родилась девочка. Около двух часов Владимир Данилович был уверен, что его первый ребенок — дочь.
— Когда я родила, врачи ошиблись строчкой и сообщили папе, что родилась девочка. Потом ко мне пришел врач с вопросом: «Как вашему мужу позвонить? Я его огорчил». Было воскресенье, а телефон только на работе был. В итоге тот пришел за дочкой, врач пошел извиняться и говорить, что родился мальчик. Муж уже собирался дать телеграмму моим родителям в Воронежскую область, — рассказывает Татьяна Федоровна.
Сама Татьяна Федоровна хотела назвать сына Алексеем, но по просьбе отца первенцу дали имя Сергей. Леша в семье Исаевых в итоге тоже появился — так назвали младшего брата Сергея.
— У моего папы на войне погиб его хороший друг Сергей. Он говорил, что если у него родится сын, назовет Сергеем. Но у него родились две дочери, поэтому он попросил меня, если можно, назвать сына Сергеем. Я вообще-то хотела Лешей назвать, но мы подумали и решили, что Сережа будет, — говорит мама Сергея Исаева.
Уже с садика, как говорит Татьяна Федоровна, Сергей полюбил выступать на сцене и занялся музыкой. А как подрос, сам пошел и записался в музыкальную школу.
— Он был очень шустрым, начиная с садика. В три года он уже солировал, пел песни, читал стихи громким командным голосом. И он был очень обязательным — если ему сказали, что надо выучить стих или песенку, он не уснет, пока не выучит. Даже маленький он ставил себе какие-то цели и их добивался, — рассказывает Татьяна Федоровна. — В садике ему воспитательница сказала: «Сережа, у тебя хороший слух и голос. Тебе надо идти в музыкальную школу». А мой папа играл на баяне, и он решил, что он тоже пойдет на баян. В семь лет он сам пошел туда записываться, но ему сказали, что на баян берут только с 10 лет. 10 лет ему исполнилось, опять сам пошел, сдал экзамены, а нам принес уже бланк заявления и квитанцию на 12,50 каждый месяц.
Во многом Сергей пошел в своего деда — отца Татьяны Федоровны.
— Талант у него, видимо, от дедушки — моего папы. Он когда закончил школу, поступил в музыкальное училище воронежское. Он очень хорошо пел, у него и слух был хороший, но началась война. Был 41-й год. Сережа всё как-то пример брал с деда, старался ему подражать. Мама моя тоже играла на всех инструментах — от ложек для фортепиано, ее приглашали в хор имени Пятницкого. Так что, может быть, тут и гены сказались, — говорит Татьяна Федоровна.
Так Сергей освоил баян, играл на трубе и выступал в коллективе ВИА «Талисман», играя на клавишных. Денег это, конечно, не приносило.
— Никто им ничего не платил. Они были увлечены и на «елках» бесплатно выступали, за кормежку. Их покормят, и они проводят по 3–4 елки за день. Это сейчас они зарабатывают, тогда им никто не платил, — говорит Татьяна Федоровна.
— В школе он тоже был активный, участвовал в смотрах строевой песни. Руководил районной командой стройпесни, потом и областной, — рассказывает мама Сергея. — Я бы не сказала, что он хулиганистым был мальчиком в детстве. Хотя с младшим братом у них, конечно, бывали стычки. Но особых хлопот он нам не доставлял ни в поведении, ни в учебе.
У Сергея были планы поступать и в музыкальное, и в театральное. Но родители убедили сына в том, что творчество — это не профессия. Так Сергей Исаев попал в УПИ.
— После восьмого класса он хотел в музыкальное училище поступить, после десятого задумался о театральном. Но мы, мама с папой, которые работали инженерами на таком заводе — на заводе «Уралхиммаш» — не могли понять, что это за профессия. Из музыкантов и артистов редко кто-то выделялся. Так что мы его сориентировали поступать в УПИ, он пошел на химфак, наша специальность — «машинные аппараты химического оборудования». Был стипендиатом заводским, учился неплохо, окончил университет, защитил на пятерку диплом, а потом пришел и сказал: «Мам, вот тебе диплом. Я инженер, а теперь я буду заниматься тем, чем я хочу».
А то, чем хотел заниматься Сергей, — это юмор. КВН появился в его жизни как раз в студенческие годы. С тех же пор Татьяна Федоровна и Владимир Данилович не пропускают ни одного выступления сына.
— Даже учась в институте, он всегда нас приглашал и на внутриинститутский КВН, и до сих пор мы еще ни одного концерта его в Екатеринбурге не пропустили. Поддерживаем, нам и самим это интересно и нравится, — говорит мама «Уральского пельменя».
«На сцене у него, конечно, роли. А в жизни он очень простой. В жизни он вообще простой. Не кичится, что он чего-то достиг, всем помогает»
На вопрос о том, почему после окончания института Сергея не стали уговаривать идти на завод, Татьяна Федоровна отвечает просто — потому что тогда работу было настолько трудно найти, что надо было уцепиться хоть за что-то.
— Это было 93-й год. Такая разруха! Заводу уже не нужны были молодые специалисты. Мы сами не знали, куда нам податься, — говорит Татьяна Федоровна. — Отцу приходилось работать на заводе инженером по надзору за зданиями и сооружениями, и подрабатывал, охраняя овощебазу ночами. Время было такое, что кто как мог, так и зарабатывал.
Что у Сергея в его карьере всё получилось, родители поняли, когда сына регулярно стали показывать по телевизору.
— Когда по телевизору показали, тогда мы поняли, что всё не зря. О деньгах тогда речи не шло. Да какие у них там заработки! Они появились, когда началось шоу «Уральские пельмени». До этого, например, когда они на фестиваль в Юрмалу ездили, он у мамы с папой деньги занимал, — говорит Татьяна Федоровна. — Но вообще достиг он всего сам. Сам себя сделал и сам себя всю жизнь обеспечивает. Мы ему ничем не помогали. Единственное, когда нам комнату в коммуналке дали на расширение — с нее он начал самостоятельно жить. Продал ее, купил квартиру однокомнатную. А в остальном всё сам.
Сейчас Сергей со всей семьей часто приезжает в гости к родителям, которые по полгода живут на даче. Встречают его обычно любимыми блюдами — окрошкой, жареной картошкой и пельменями.
Подарки, естественно, привозят.
— Его любимое блюдо — это окрошка на квасе и с жареной картошкой и мамины пельмени. Он как-то ездил к моим родителям в Воронежскую область, там делают окрошку совсем без картошки, а жарят ее и едят вприкуску. И он до сих пор, когда приезжает, просит так делать, — рассказывает мама Сергея Исаева. — Привозит подарки. Дарит то колечко золотое, то подвесочку. Иногда конвертик с деньгами на дни рождения, обязательно на праздники. Мы не нуждаемся, сами как-то сумели заработать и накопить, но приятно. А вот мы ему, если честно, ничего не дарим. Как-то я ему говорю: «Сережа, вот что тебе подарить?» А он ответил: «Мама, вы подарили мне жизнь».
В качестве бонуса — подборка фотографий из личного архива Сергея Исаева.
Год назад мы также публиковали большое интервью с Сергеем Исаевым. В нем он рассказывал о том, на чем еще зарабатывает, помимо «Пельменей», какие плюсы нашел в пандемии и не устал ли от звездной жизни. Можете также прочитать его колонку о том, как он столкнулся с COVID-19 и что думает о вакцинации.