Культура «Музыку, которую сейчас пишут, я могу написать за несколько секунд»: интервью с пианисткой, чью карьеру возродил YouTube

«Музыку, которую сейчас пишут, я могу написать за несколько секунд»: интервью с пианисткой, чью карьеру возродил YouTube

Варвара Мягкова рассказала о взлете в карьере и о том, завидует ли рэперам

Карьера Варвары Мягковой взлетела после того, как записи ее выступлений выложили в интернет, но ей это не понравилось
Источник:

Пианистке Варваре Мягковой 41 год, и всю свою жизнь она посвятила музыке, но большой популярности всё не было. Были выступления на международных конкурсах, сольные программы, но имя Варвары Мягковой знали только в узком кругу, пока записи ее выступлений не выложили на YouTube, не спросив об этом саму Варвару.

Эти записи собрали огромное количество просмотров и восхищенных комментариев, а настоящая узнаваемость пришла к Варваре после выступления на фестивале «Летние вечера в Елабуге», куда ее пригласил известный пианист Борис Березовский, познакомившись с ней через приложение для поиска репетиторов, подписавшись просто «мальчиком Борей».

В интервью E1.RU Варвара рассказала, почему была против того, чтобы записи ее выступлений публиковали, тяжелее ли женщинам-пианисткам построить карьеру и объяснила, почему не завидует молодым рэперам, собирающим огромные залы на своих концертах.

О взлете карьеры

— Почему вы были недовольны тем, что ваши записи с концерта выкладывают?

— Я не очень люблю свои записи, мне они не нравятся. Я начинаю их слышать и понимать только через много лет. В свое время я их слушала, мне не понравились. Тогда мне это казалось несовершенным.

Варвара Мягкова выступала в Екатеринбурге на фестивале «Безумные дни»
Источник:

— Жалели, что этого взлета в карьере не произошло раньше, и не задумывались ли о том, что еще пара лет, и вам это всё было бы совсем уже не нужно?

— Думаю, всё случилось очень вовремя: если бы меня пригласили выступать раньше, психика бы не выдержала.

А насчет того, что всё случилось бы еще позже. Есть ведь ощущение собственных сил. В целом каждый человек чувствует себя огромным, с огромным запасом добра к себе.

«Мне кажется, что в каком бы возрасте и положении человек ни был, он очень сильный, он может всё»

Но есть проблема выбора: что и как он выбирает. Будет ли он действовать и идти прямой дорогой или он отклонится, пожалеет себя, это первое, а второе — готов ли он отдать всё, если есть такая возможность? Или готов человек провалиться? Готов поплатиться?

Я очень благодарна своим слушателям, которые меня слушают сейчас и слушали раньше. Не исключены самые разные последствия, но главное, я думаю, всё это принимать и идти той дорогой, ради которой ты готов отдать всё.

— Я смотрела записи ваших выступлений, и ваша мимика, жесты, то, как вы проникаетесь музыкой, — это прекрасно. Вы сами вообще задумываетесь о том, как в моменте выглядите со стороны?

— Ни в коем случае. Надеюсь, я смогу приблизиться к тому, чтобы не двигаться вообще за инструментом, что когда-нибудь это всё выключится и останется только музыка.

Это дурная привычка, которую достаточно сложно вывести.

Источник:

— Это считается плохим тоном у музыкантов?

— Нет, мне это просто не нравится, это лично моё предпочтение. Не все сидят спокойно, кто-то с очень ярко выраженной мимикой. Естественно, я не задумываюсь о себе во время игры. И вообще не задумываюсь ни о чём во время игры. Там работает больше подсознание.

— То есть в идеале вы хотите быть каменной леди?

— В идеале я бы хотела, чтобы меня никто не замечал за роялем, замечали только музыку. Меня расстраивает момент, когда замечают не музыку, а мои движения, потому что это, скорее, печать зла.

— В интервью на канале «Ещенепознер» вы говорили в том числе о том, что для вас важен не сам успех в карьере, а тот факт, что вы занимаетесь музыкой и развиваетесь в этом.

— Это не от того, что человек гордый. Это от того, что человек не верит в себя. Я очень со многими музыкантами разговариваю. И вот, когда говорят: «Мне страшно, я не буду, я не могу», я говорю: «А попробовать-то ведь можешь?».

Источник:

Если тебе это близко, если тебе это нужно по-настоящему, то какая разница, как ты это делаешь? Не в том смысле, что ты не будешь двигаться в сторону улучшения.

«Всё начинается с детства — с того, чтобы просто ложку поднять. А в итоге ребенок должен расти. Так какая разница, в каком возрасте ты будешь расти?»

Есть вещи, которые в любом возрасте ценны, потому что они богом даны. Красота, любовь, добро — самые простые ценности, которые могут проявляться через искусство, через слово, через дело. Если тебе дано — бери и делай, а если не дается — значит, не дается, не твое.

У меня был щелчок, когда я поняла, что сейчас я новый человек. Это было огромное чувство счастья, облегчения. Сначала было как-то грустно: семья, заботы, работа, отсутствие денег. А потом, в какой-то момент, я поняла, что неважно, кто я сейчас: я готова сейчас на всё. Это моя дорога, и я с нее не сойду.

Вот это ощущение уверенности, полной цельности с самой собой и согласие с тем, что я несовершенна, мне и помогло. У меня есть еще одна дорогая мне цель, которая меня окрылила и благодаря которой я стала другим человеком, — это волонтерство.

— А к этому вы как пришли?

— Просто не смогла остаться равнодушной, и всё. Это совершенно случайно получилось. И сейчас для меня это больная мозоль, потому что я в этом году отошла от волонтерства, потому что я просто не успеваю, и это на меня давит очень сильно.

Мне говорили, что если ты сильная и у тебя есть деньги в конце концов, то ты больше сможешь помочь. Но мне нужно именно заниматься этим. Этот год без волонтерства был для меня сложным. Я буду возвращаться: небольшими дозами, но обязательно буду, пусть и отказываясь от каких-то выступлений. Потому что это мое альтер-эго.

Как найти свой путь

— И как всё успевать?

— Мне моя подруга, хормейстер, Евгения Борисовна Кудричевская как-то сказала: «Время резиновое. Вы если захотите это сделать, вы это сделаете. Вам кажется, что вы не успеете, а вы просто сделайте. Если вы говорите, что не успеете, то и не сделаете».

«Если ты захотел — ты должен сделать. Очень много времени уходит на подготовку, а надо просто брать и делать»

Есть такое ужасное выражение, мне папа его говорил: «Ты не думай — ты делай». Надо понять, из чего по-настоящему ты состоишь: просто понять свои хорошие стороны и использовать их по полной программе. Если что-то не получается, значит, ты либо ошибся, либо не твое.

— То есть надо еще раз попытаться и потом, если что, с чистой совестью это всё отпустить?

— У меня такое отношение раньше к музыке было: вне зависимости от того, буду я в ней известна, неизвестна, буду я в подвале играть или еще где. С 2007 года я занималась каждый день, я готовила программу, у меня было свободных всего 20–30 минут в день, а всё остальное время было занято. Каждый день через усталость я садилась и занималась.

Я хотела и хочу быть музыкантом: не важно каким, я просто хочу к этому прикасаться, я не хочу без этого жить. Мне кажется, что такое внутренне счастье должно быть у всех. Оно у всех и есть.

«Отказываться от счастья и мечты легче, потому что к этому очень трудно идти. Она не дастся просто, потому она и есть мечта»

Если у тебя нет крыльев, ты будешь замерзать, засыхать, и ничего в результате не останется, кроме печальных воспоминаний о прошлом.

Времени, я считаю, вообще нет: завтра не существует, а вчера прошло — у нас есть только сейчас.

А как тогда понять, идя к своей мечте, что это необходимая трудность на правильном пути, а не знак, что не стоит идти дальше?

— Сердце.

— Которое ошибается. Причем часто.

— Иногда да. Нет, здесь если ты отдаешь, значит можешь. Если ты идешь по пути, и у тебя что-то складывается, и ты при этом можешь кому-то помочь — помогай. Нельзя только брать.

— У вас всегда было понимание, что вы должны быть музыкантом?

— В свое время я очень завидовала, например, продавцам пирожков там. Я тоже пыталась торговать, проблема в том, что у меня всё время были недостачи, то есть меня обмануть очень просто, я не умею считать деньги. Это прямо клиника. У меня было фактически три года проб и всегда были большие недостачи. Меня даже выгоняли с работы, хотя я честно пробовала и не чуралась этой работы, но ничего не вышло.

— Но сейчас, засыпая или просыпаясь, вы думаете о том, что всё складывается именно так, как хотели?

— Нет. Я думаю не о том, что произошло, а о том, что я отдала. Пока что я не очень много отдала.

Источник:

Тяжело ли быть женщиной-пианисткой


— Ко мне отношение всегда было очень хорошее. Мне, конечно, говорили иногда: «Ты сегодня сыграла ужасно», иногда говорили, что прекрасно и гениально, но в отношении, так сказать, гендерного какого-то неприятия — никогда я с этим не встречалась.

Но женщинам-пианисткам, конечно, сложнее. Просто у женщины эмоции занимают гораздо большее, чем у мужчины. Женщины очень эмоциональные и добрые. Она будущая мать.

У самой Варвары трое детей, и она признаётся, что ей повезло с супругом, который ей во всём помогает и во всём поддерживает
Источник:

Это же просто так устроено природой, что она будет обращать больше внимания на отношения, на то, как мы разговариваем, что мы делаем. В музыке это, конечно, чрезвычайно сложно: если ты занимаешься музыкой, то тебе надо заниматься только ей. Очень сложно совмещать семью, готовить обеды, купать детей, водить в поликлинику, в детский сад, сейчас вот в школу и так далее. То есть это тоже всё занимает время. И время в общем-то неформальное. Если мама будет мамой формально, это будет беда.

Мужчины больше приспособлены к карьере физически и психологически, чем женщины. Есть какие-то вещи, в которых женщина слабее мужчины. Так что у женщины это должна быть определенная выдержка, железные нервы и умение себя поставить.

— Для меня музыка всегда ассоциируется сразу с эмоциями. Почему эмоции могут мешать?

— Когда слушаешь музыку — да, это эмоции. Это абсолютно чистая эмоция, смешанная с другими ценностями, физическими представлениями, с эмоционально пережитыми моментами.

Но играть и слушать музыку — две очень разные вещи, особенно в концертных поездках. Я думаю, большинство концертных поездок начинаются с конкурса, а вот конкурс — это очень большое психологическое напряжение, на котором легко сломаться, особенно ребенку.

Мне кажется, это незамкнутый круг. Не всегда ты выигрываешь, иногда проигрываешь. Тут проблема в том, как суметь научить ребенка конкурировать и проходить сложные этапы. Многие конкурсы делают хорошие дела, например делают сильнее. Даже тех конкурентов, кто не выигрывает: они тоже становятся сильнее.

Но после конкурса маленький человечек может сломаться: либо это будет слишком бурная концертная жизнь, либо неудавшаяся концертная жизнь, потому что конкурс его отсеял, а он перестал верить в себя.

О современной музыке

— С учетом того, что вам пришлось пройти через такое количество конкурсов и уделять столько времени музыке, не обидно ли, насколько популярны сейчас те же рэперы?

— У меня много известных знакомых, которые просто выходят на сцену и играют фантастически, но усилий не прикладывают. Получается какое-то чудо. А в плане современной музыки...

Это же из разряда развлечений, а они всегда были, но главное, чтобы они не приводили к каким-то запретным вещам. Бит битом, но под него люди делают разные вещи, которые даже не стоит озвучивать.

Есть какая-то классификация расслабления, когда это просто допинг, но он тебя не спасает — он отвлекает. Он тебя приводит к большей куче ошибок, и потом опять-таки тебе будет сложно не сломаться. Есть развлечения, но их должно быть в меру. Это не шибко раздражает, но и не так, чтобы радует. Завидовать тут нечему особо. Я и сама могу бит написать, наверное. Я бы этого даже хотела, но некогда.

У каждого свой продукт. Допустим, я недавно сидела, слушала, как музыканты во дворе, видимо, сочиняли что-то новое. Не хочу хвастаться, но я рада, что не сочиняю такую музыку, потому что я могу сочинить ее за несколько секунд, сыграть, спеть, любой шлягер сделаю, мне не сложно. Проблема одна: мне это неинтересно.

Еще очень многое зависит от возраста. Проходит время, и человек обязательно начинает стремиться к чему-то более протяженному, к чему-то более длительному и устойчивому.

Сейчас мы с дочкой вместе слушаем и играем одно и то же, потому что обе немного рокоманки, любим что-то потяжелее. Например, Radiohead, хотя это, наверное, скорее не рок, а тяжелая попса. Нравятся Imagine Dragons. Людовико Эйнауди недавно слушали — сидели, плакали. А я считаю, что Билли Айлиш — абсолютный гений. Девушка упала с неба.

Про общую культуру людей

— Во время вашего выступления у кого-то зазвонил телефон. Еще, например, в филармонии кто-то начал аплодировать раньше, чем закончилось выступление. Как вы относитесь к такому дилетантству, если можно так сказать?

— Честно, я абсолютно так же, как и вы, к этому отношусь как зритель и слушатель — это нервная реакция. Я, конечно, не буду топать ногами и кричать: «Уберите ваш телефон», но внутренне у меня будет ощущение, будто всё скребёт внутри. Но когда я сижу на сцене, я вообще не обращаю на это внимания.

Когда ты на сцене, бывает другое: если ты не сконцентрирован, бывает, начинаешь чувствовать, что и зал размагничивается. А телефон, шуршание фантиками от конфет — это всё случайности, которые неважны. Важнее то, что сейчас происходит. Но как у слушателя, когда я сижу в зале, у меня другое представление.

— Зрители, возможно, не знают, как надо себя вести, но они приходят на концерт, развиваются. И это будто бы хорошо. Как вы думаете, культуры и стремления к прекрасному сейчас в стране стало больше?

— Вы знаете, я уверена вот в чём: в своё время, в 90-х годах, если тебе наступали на ногу, сразу начинали кричать. Сразу начинался крик, гам, ссоры. Мы еще тогда с друзьями договорились быть вежливыми. Сейчас всё лучше — улицы в основном чистые, а раньше ту же бумажку люди могли выбросить куда угодно.

Мне кажется, жизнь, как вода — состоит из мелочей. И если в мелочах стало лучше, то и глобально, в том числе и в культурном плане, ситуация меняется.

Прочитайте также про слепого музыканта из Верхней Пышмы, который может сыграть что угодно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
Форумы
ТОП 5
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления