В «Ельцин Центре» прошел премьерный показ фильма «Член» молодого режиссера Ивана Пшенина. Это документальное кино о том, как зимой этого года в Екатеринбурге прошел шоукейс-фестиваль New/Open, на котором 50 молодых групп боролись за гранты. Общий призовой фонд составлял 4 млн рублей, но уложиться в него члены жюри все равно не смогли (список победителей мы публиковали тут).
С 17 июля это кино можно будет посмотреть на «Кинопоиске». Побывавшая на премьере журналист E1.RU Юлия Забайлович написала колонку о плюсах и минусах этого фильма и о том, кому он может быть интересен.
Начну с того, что мне не понравилось (потому что этого мало), а потом пойдем по хорошему. Итак, за название и то, какой жесткой анонсировалась лента, я бы поставила минус. Просто потому, что называть фильм «Член», маленькими буквами приписав, что это фильм о жюри, — кликбейтово. Да и в фарш (практически) никого из музыкантов не превратили. По крайней мере из того, что показано в фильме.
Жалко стало девочку, выступающую под именем «Ваша Оля», которую жестко раскритиковал и довел до слез директор «Ночи музыки» Евгений Горенбург. Но слез на фестивале наверняка было куда больше, только в 34-минутной документалке мы этого не увидели. Так что в целом больше воодушевляет, чем отпугивает.
Хотя главный вывод, который я сделала после просмотра фильма: хорошо, что я не музыкант и мне с этим никогда не придется столкнуться. Потому что выслушивать критику двух десятков людей, основанную в большинстве своем на их субъективных предпочтениях, приятного мало.
По динамике и посылу документалка получилась достаточно бодрой и настоящей. Все мы не без греха: пьем, материмся, ругаемся и хотим отдыхать и веселиться больше, чем работать. В этом фильме все это есть, поэтому ему и веришь.
Члены жюри считают, что претендующие на деньги музыканты — так себе, а музыканты уверены, что грантовый фонд в итоге распределят по блату между своими. Сильнее прочих в это верит питерская группа «Бибн», неожиданно ставшая чуть ли не главным героем фильма.
После показа часть зрителей даже обвинила авторов в том, что получилось не кино, а промокампания группы «Бибн» и что несправедливо было уделить столько времени одному из 50 коллективов, забыв про всех остальных. А как по мне, это как раз и сделало документалку целостным фильмом — не просто набором фактов и кадров из закулисья, а человеческой историей, вызывающей эмоции.
Через ребят из «Бибна» (которых, кстати, и на «Ночь музыки» позвали) показали отношение музыкантов к фестивалю и другим участникам, показали членов жюри и их позицию, а также то, какие споры могут развернуться из-за того, что эти самые позиции расходятся.
После показа Евгений Горенбург спрашивал у зала, о чем, по мнению людей, этот фильм. Говорили о том, что это кино о справедливости, о несправедливости и о группе «Бибн». А на мой взгляд, он о вере. О вере одних в то, что даже если все и куплено, что именно они, такие молодые и талантливые, смогут пробиться и заставить сердечки членов жюри забиться чаще, и о вере других в то, что они правда смогут найти что-то свежее и новое среди сотен заявок от музыкантов со всей страны и поставить себе плюсик в карму за то, что сделали чью-то жизнь лучше.
34 минуты хронометража — очень немного. Если у вас есть подписка на «Кинопоиск», найдите время на этот фильм. Если вы молодой музыкант и собираетесь подавать заявку на следующий New/Open — посмотрите работу Ивана Пшенина, чтобы понять, к чему готовиться, а если от музыки вы далеки — просто посмотрите изнанку фестиваля, который делает команда «Ночи музыки».
Будете смотреть?
Главный проект авторов New/Open — это фестиваль «Ночь музыки», который должен был пройти еще 25 июня и который перенесли из-за ситуации с коронавирусом. Сейчас команда рассчитывает, что «Ночь музыки» удастся провести в начале сентября.