В Екатеринбурге прошли премьерные показы нового фильма уральского режиссера Алексея Федорченко «Последняя "Милая Болгария"».
В прокат эта картина, снятая по мотивам романа Михаила Зощенко, выйдет уже в июле. Драматург Алексей Еньшин, который уже посмотрел фильм, в своей рецензии рассказывает, чем хороша эта картина и почему ее стоит посмотреть.
Энтузиаст-селекционер Леонид Ец (Илья Белов) приезжает в эвакуационную Алма-Ату, где ему предстоит заново вырастить буквально из пары семечек сорт уникальных яблок «Милая Болгария». Однако между делом он находит дневники писателя Курочкина (Константин Итунин), таинственным образом исчезнувшего из комнаты, где теперь живет сам ботаник. Леонид лихо берется за расследование, которое приведет его совсем уж к неожиданным выводам.
«Эпитет, которым хочется наградить «Последнюю "Милую Болгарию"» — могучее кино»
Однозначный магнум опус, если, конечно, позволительно так говорить о режиссере, который всё еще снимает и, возможно, выпустит что-то более «всеобъемлющее». И даже не «возможно», а «когда». Однако на данный момент в «Болгарии» сошлись все узнаваемые черты стиля Федорченко, которые делают его одной из самых заметных фигур в российском кино.
Тут вам и новое погружение в эпоху 30–40-х, как в дебютных «Первых на Луне», «Ангелах революции» или «Войне Анны», в своеобразную аномальную зону, где возможны одновременно и полет в космос, и массовая казнь, и вечная жизнь, и даже Большой Брат может стать частью киноязыка. Это и узнаваемая с «Овсянок» и «Небесных жен…» эротика, в которой соседствует и повседневная рутина, и экзотическое шаманство, и цитаты из классики живописи. Никуда без коллективных ритуальных плясок, узнаваемой актерской эксцентрики, неожиданных ракурсов.
И наконец «фирменная» калейдоскопичность истории, о которой заговорили после «Небесных жен…» и которая самого режиссера, кажется, слегка достала, потому что в «Болгарии» фрагментарность и раздробленность возведена в абсолют, вывернута наизнанку и местами даже обстебана. Тут не только дробятся и перепутываются в сюжете осколки жизни Еца и Курочкина, раскалывается и расслаивается само изображение, то напоминая о полиэкранах Дзиги Вертова (ну потому что все они «ангелы революции» — и Дзига, и Курочкин-Зощенко, и Ец), а то и вовсе отсылая к триптихам иконостасов, то есть еще больше небесного, неземного и ангельского. Понятно, не в значении благостного и умилительного — революционные ангелы Федорченко ближе к ветхозаветным бруталам, скидывавшим друг друга с небес и выжигавшим города почем зря.
В калейдоскоп превращаются дневники Курочкина, в которых намеренно перепутаны листы, а записи соседствуют с аппликациями и прочими странными артефактами. Калейдоскоп выходит за рамки фильма, превращаясь в систему бесконечных отражений: так, в воспоминаниях Курочкина и Петербург, и фронт, и пароходы «сооружены» из камыша, по той же «рецептуре», что и декорации эйзенштейновского «Ивана Грозного», который снимается тут же, в Алма-Ате, на глазах Еца, а сам Федорченко замысловато отплясывает в боярской массовке под присмотром персонажа, узнаваемо загримированного под классика советского кино.
Наконец, сам фильм — это отражение, калейдоскоп, срез, если хотите, сегодняшней уральской культуры: масса знаковых лиц от Коляды и Ягодина до прозаика Романа Сенчина.
Слишком много о форме, пожалуй. По содержанию. «Болгария» — это, конечно, гимн эпохе, страшной и красивой, наивной и циничной, с восхищением и с подколами. За последние отвечают маленькие, но уже наблатыканные пионеры-негерои, организующие целый научный полигон на статуе пионерки. При этом у Федорченко гимн вполне органично соседствует со зрительским кино, пожалуй, со времен «Первых на Луне» режиссер не чурается детективных ухваток и триллерных моментов, которые только расширят аудиторию этой большой картины. При всей сложности формы, условностях изображения, камышовых воспоминаниях фильм смотрится на одном, пусть и немножко задержанном, дыхании, а противоречивый финал всё равно оставляет нам так необходимую надежду.
Согласны с автором?
С этим фильмом Алексей Федорченко уже получил приз за лучшую режиссуру на Московском кинофестивале. А в прошлом году фильм Алексея Федорченко о Свердловской киностудии попал в список номинантов на кинопремию «Ника». За ту же картину уральский режиссер получил очередной трофей на премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».