С 29 апреля на большие экраны вышел фильм «Девятаев», который рассказывает реальную историю побега из фашистского концлагеря летчика-героя Михаила Девятаева, угнавшего немецкий бомбардировщик, а вместе с ним и секретные разработки ракетного оружия.
С этой историей режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова связала его жена Наталия Фишман — помощник президента Татарстана. В Казани, где сейчас живет Бекмамбетов и где жил летчик, они встретили его семью.
— Моя жена Наталия познакомила меня со своей подругой, а она оказалась внучкой Девятаева, которая потом познакомила нас с Александром Михайловичем, — рассказывал Тимур перед закрытым показом фильма в Екатеринбурге.
Сын легендарного летчика Александр Девятаев был консультантом фильма и следил за тем, чтобы он получился достоверным, и всей команде, работавшей над ним, уже полюбился. Подробно о самом фильме и о том, что в нем реальные события, а что пришлось додумать, мы рассказывали в этом материале.
— «Ночной дозор» с первого места в любимых фильмах теперь, может быть, отойдет на второе, — признался E1.RU Тимур Бекмамбетов.
Но без критики не обходится ни одно кино. О том, готов ли он к ней, мы спросили режиссера, улучив пять минут на разговор с ним до предпремьерного показа «Девятаева» в «Космосе».
Как в целом прошел масштабный закрытый показ фильма «Девятаев», который в Екатеринбурге устроила компания BY, мы рассказывали в этом материале, а еще сняли видео о том, как это было. На это мероприятие, кстати, приезжал Тилль Линдеманн из группы Rammstein.
— Обзоры на фильмы сейчас очень популярны и очень сильно влияют на мнение людей. Складывается впечатление, что формировать свое мнение люди уже либо не хотят, либо разучились, поэтому они перенимают чужое. Вы что об этом думаете?
— Я думаю, что вы правы. Это оборотная сторона свободы слова, это свойство человека просто отказаться от собственного мнения.
«Находиться в толпе, раствориться в толпе — как будто проще и быстрее, чем разбираться и вникать самому»
Второе — все, кто снимает обзоры, как правило, хейтеры по стилю. Потому что это дает большее внимание. Негатив — это способ возвыситься за счет того, чтобы наступить кому-то на голову. О том, что тебе понравилось, рассказать труднее, а ирония и зубоскальство гораздо проще.
BadComedian (видеоблогер Евгений Баженов, самый известный в стране автор обзоров на кино. — Прим. ред.) однажды записал позитивную рецензию на наш фильм, на «Хардкор», и на ней было невероятно мало просмотров.
«BadComedian создал себе такой образ и собрал вокруг себя такую аудиторию, что теперь он абсолютно несвободный человек»
У него нет никаких шансов сделать что-то уникальное, потому что от него всегда ждут одно и то же.
— Говоря о свободе слова, в России сейчас рассматривается законопроект о контроле за просветительской деятельностью. Это коснется музеев, лекторов, видео на YouTube... Как вы к этому относитесь?
— Я думаю, что это глупость абсолютная, потому что это невозможно контролировать и нельзя реализовать.
У медали всегда две стороны — я думаю, есть основания, почему нужно контролировать распространение информации и модерировать ее. YouTube, Facebook, TikTok — все занимаются модерированием информации. И в принципе модерация не является проблемой, проблемой является отсутствие правового способа решения конфликта.
Так что в данном случае контроль правительства — это одна дилемма, хорошо это или плохо. А есть еще контроль алгоритмов внутри программ, который собирает про нас данные.
— А вообще у нас есть свобода слова в стране?
— Сказать, что она есть, я не могу. В каком-то виде она есть.
«Говорить-то можно что угодно, но услышат тебя или нет — вот в чем вопрос»
В способе выражения все свободны в интернете, ограничения возникают в процессе доставки и распространения информации.
У нас, например, был недавно конфликт с Google — YouTube неожиданно начал банить наше шоу DreamApp, в котором мы помогали молодым авторам находить деньги на свои проекты. Поскольку мы дружим с компанией, я позвонил им, поговорил. Они сказали: «Да-да, извините. Тут какая-то ошибка. Возможно, потому что у вас возрастной рейтинг указан слишком маленького размера». Мы сделали ценз побольше — нас снова забанили.
Сначала модерация происходит автоматически, потом приходит человек. Нас так шесть или семь раз алгоритм блокировал разный контент. Мы даже думали вступить в какой-то юридический спор с этим алгоритмом, потому что люди-то ни при чем. В итоге мы остановили проект, потому что нет времени заниматься этим конфликтом, но будем запускать снова.
— В Америке со свободой слова и контролем проще?
— Нет, там то же самое. У нас нет таких ограничений, которых нет там.
Не могу точно сказать, какие там проблемы, но там они тоже есть. Я думаю, что люди могут говорить и снимать всё, что они хотят, если это не нарушает закон, — то есть рейтинг правильный, клеветы нет... А дальше — судиться в суде. Так что это вопрос не свободы слова, а свободы и объективности судов.
— Вам есть с чем сравнивать — вы родились в Казахстане, живете в России и часто и много бываете в Штатах. Что при этом по-настоящему ваш дом?
— Я родился в городе Гурьеве (современный Атырау. — Прим. ред.), а родина начинается с маленького домика у кинотеатра. Он был одноэтажный деревянный, я его в детстве называл «Теремок». Там жили мои бабушка и дедушка.
И я помню, как мы вышли как-то из этой избушки и через переулок шли в кино. Шел снег, у бабушки платок, крест-накрест перевязанный за спиной... И я помню и этот сам кадр, и розового цвета кинотеатр, и фильм «Гусарская баллада», который шел, и даже мультфильм про какого-то слона-брадобрея, который шел до фильма... В Казахстане в последний раз я был года полтора назад. За тем, что там происходит, слежу очень опосредованно.
А дом сейчас — это Казань. Там, где я есть, там и дом. Я же казах по национальности, из нации кочевников.
— Раз заговорили про Казахстан, не могу не спросить, смотрели ли вы «Бората»?
— Первого смотрел, второго нет. И я был на просмотре с президентом студии Fox Джимом Джианопулосом, и на его вопрос оскорбляет ли это меня, я ответил: «А тебя никак не оскорбляет?». Потому что там самыми нелепыми выставлены казахи и американцы.