Екатеринбуржцы, сумевшие раздобыть приглашения на закрытый спецпоказ в «Космосе», раньше всей страны увидели новый фильм Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев» о советском летчике, сбежавшем из фашистского концентрационного лагеря на бомбардировщике и прихватившем сверхсекретные разработки.
Как прошел показ, мы уже рассказывали, а сегодня редактор раздела «Культура» на E1.RU Юлия Забайлович раскрывает некоторые секреты фильма, делится своим мнением о нем и приводит комментарии команды, работавшей над картиной, на производство которой, по некоторым данным, ушло около 10 миллионов долларов.
Заспойлерить сюжет «Девятаева» невозможно. Потому что весь он строится вокруг исторического факта и известной истории. В Казани, где жил Михаил Девятаев, его историю знает каждый, а вот в Екатеринбурге о нем мало кто слышал. По крайней мере, так показал наш опрос, который мы провели в «Космосе» перед показом.
Знаете, кто такой Михаил Девятаев?
Михаил Петрович Девятаев — летчик-истребитель, в 1944 году попавший в плен. Сначала его отправили в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда он попытался сбежать, за что его сослали в лагерь смерти Заксенхаузен, но лагерный парикмахер подменил Девятаеву номер на лагерной робе и тот стал «штрафником», а не «смертником» и попал на остров Узедом, где шли засекреченные разработки нового оружия Третьего рейха — крылатых и баллистических ракет. Там Девятаев собрал команду и угнал бомбардировщик, в котором хранились и секретные документы. Прожил 85 лет.
По сути, весь фильм — история этого побега. Жизнь Михаила Девятаева после этого показана в общей сложности минут за восемь — немного в начале и в самом конце.
— Моя задача была не копаться в каком-то большом количестве деталей, а вычленить главное. Все-таки фильм — это история, а не архив фактов. Поэтому я пытался выбрать те, которые сложатся в одну цельную историю, которая будет зрителя увлекать и заставлять переживать за героя — это для меня было важнее всего, — говорит о фильме Тимур Бекмамбетов.
И именно факты больше всего и поражают. Ты смотришь и думаешь: «Да как так?» Пока не вспоминаешь, что это реальная история. Но пару моментов все же отметим.
Например, в фильме есть друг Девятаева — летчик Николай Ларин (его играет Павел Чинарев), который по сюжету тоже попал в плен, но остался работать на фашистов, потому что по возвращении на родину его восприняли бы как предателя: в плен попадать было нельзя. В реальной жизни его не существовало. Авторы ввели этого героя, чтобы добавить драматизма.
Также, как пояснял Бекмамбетов, он решил, что при таком давлении в плену и правда могли появиться мысли, что можно остаться работать на нацистов, но фактов и подтверждений того, что так думал Девятаев, нет. Поэтому все эти мысли транслировал персонаж Николай Ларин и он же в концовке фильма гнался за бомбардировщиком, угнанным Девятаевым. В реальности погоня тоже была, но не такая.
Соответственно, не было в жизни также и самой первой сцены фильма — конфликта вернувшегося из плена Девятаева и отца выдуманного персонажа Николая, которого все считали погибшим. Невероятно напряженного эпизода с попаданием бомбы в ангар, где стоял бомбардировщик, и с ее обезвреживанием тоже не было.
Но даже без этого достаточно моментов, после которых хочется сказать: «Да так не бывает! Нереалистичный сценарий!» А приходится верить.
Только вот Павлу Прилучному, сыгравшему Михаила Девятаева, верится как-то не очень. То, что Тимур дал актеру шанс вырваться из прилипшего к нему амплуа, — безусловно, и то, что Прилучный постарался и даже скинул около 20 кг ради роли, тоже нельзя не отметить.
Но как-то не вызвал лично у меня Прилучный в роли Девятаева сильных эмоций. Не показался человеком, которому правда больно, плохо, голодно и страшно, потому что жизнь в концлагере может оборваться в любой момент. Слишком уж супергеройским, на мой взгляд, получился Девятаев Прилучного. И, как бы жестоко это ни звучало, измученности не хватило.
Михаил Девятаев, сбегая из концлагеря, весил всего 36–39 килограммов. Хоть Прилучный и худел для роли, но не до такой степени. Тимур Бекмамбетов говорит, что от этого отказались специально, чтобы зрителю не было неприятно и жутко, но сыграло это в итоге, кажется, в минус Прилучному, потому что другие актеры — напарники Девятаева по побегу — выглядели куда убедительнее в роли людей, измученных голодом и тяжелой работой в концлагере.
Говорят, изначально Павла рассматривали на роль Николая, но передумали. А на самой ранней стадии разработки фильма роль Девятаева хотели отдать Даниле Козловскому, но как-то не срослось. Справился бы он с этим лучше Прилучного? Тоже вопрос.
Но тут куда важнее мнение родных Михаила Девятаева, а сын летчика-героя исполнением Прилучного остался доволен.
— Я могу сказать Павлу, что роль у него получилась, и я очень рад этому, — признался Александр Михайлович на пресс-конференции в Екатеринбурге.
Александр Михайлович Девятаев выступил консультантом фильма и дал свое добро на упоминание фамилии отца в названии картины. Изначально картину планировали назвать «ФАУ-2. Побег из ада».
— Мы были обязаны сделать достоверно, потому что существует ответственность перед Александром Михайловичем, который от имени всей семьи благословил этот проект. Для меня так же, как и в фильме об Алексее Архиповиче Леонове «Время первых», который я продюсировал несколько лет назад, был вызов — если герой, друг или семья героя скажут: «Нет, мы не хотим», этот фильм никогда не выйдет на экраны, — заявил Тимур Бекмамбетов.
Сын летчика-героя говорит, что с достоверностью все получилось и фильмом он остался доволен, что — объективно — редкость. Как правило, участники или близкие участников событий, которые экранизируют, находят много недочетов в фильмах.
— Я слушал рассказы отца, он часто выступал в школах, тюрьмах, колониях... И я всегда думал, что я знаю всю историю очень хорошо. Когда он ушел из жизни в 2002 году, мы начали готовить книгу к его 90-летию, и я вдруг понял, что почти ничего и не знаю — только общие какие-то вещи, — рассказал Александр Девятаев. — Я доволен. Вся правда показана. Конечно, это художественный фильм и очень многое он не смог отразить из всей жизни. Про отца снято более 30 документальных фильмов. Первый был снят дядей Владимира Высоцкого Алексеем Высоцким еще в 1963 году, он так и называется «Михаил Девятаев». А в 2002 году был фильм «Догнать и уничтожить», который был снят еще при жизни [Михаила Девятаева], там отец сам рассказывает о чем-то. Но это именно документальные фильмы, а у Тимура, наверное, была совершенно другая задача, и, я думаю, с этим блестяще справилась вся команда.
Тимур Бекмамбетов, в свою очередь, говорит о том, что задачей как раз и было заинтересовать людей, чтобы они захотели узнать больше о Михаиле Девятаеве.
— Нашей задачей было, чтобы все 20–30 миллионов человек, кто посмотрит фильм, потом зашли на YouTube, посмотрели все документальные фильмы, прочитали книги, факты, — говорит режиссер.
Будете смотреть «Девятаева»?
В промокампании этого фильма поучаствовал лидер группы Rammstein Тилль Линдеманн, перепевший песню «Любимый город». Он также приезжал в Екатеринбург на организованной компанией BY закрытый показ.
А недавно в уральскую столицу приезжал актер и режиссер Данила Козловский, который презентовал здесь свой фильм «Чернобыль». О том, как создавалась эта картина, и в целом о жизни кино во время пандемии он рассказывал в интервью E1.RU. Мы также публиковали мнение участника устранения последствий этой катастрофы о фильме.