Колонка краеведа Дмитрия Москвина о Шигирском идоле вызвала дискуссию в околомузейных кругах. Москвин написал, что мы на Урале так мало знаем о своей истории, что даже иностранцы в теме гораздо глубже. Искусствовед Анастасия Чэнь в ответной колонке дала гневную отповедь Москвину, которого заподозрила в желании заработать денег на истории. Приводим ее ответ.
Я — музейный ребенок. Статус этот не меняется, как себя помню. Неважно, что мне самой лет почти как бабушке. Но вольно-невольно всякая музейная городская «движуха» постоянно мелькает перед глазами.
Однако при всем моем скепсисе в отношении Свердловского краеведческого музея колонка Дмитрия Москвина — это очень политизированное, недалекое заявление человека, культуру Урала, видимо, познающего только через зарубежные газеты.
«Хопа! На этом можно заработать! Как же ж я раньше не знал и не попытался! Спасибо английским СМИ, открыли глаза!»
Пусть восторженные граждане в своих «имхо» как только пожелают, так и расписываются в малограмотности и неуважении к ценностям. Пусть свободно выражают мнения, восторги и порицания. Специалистам же подобный взгляд поддерживать нельзя. А иные уже подписались под этим кошмаром как под образцом «высокой культуры быта и гражданской осознанности». Позор. И вежливо замалчивать то, что это позор, по кулуарам уже нельзя.
Кратко: Дмитрий Москвин за то, чтобы перетащить произвольную выборку экспонатов из существующих музейных пространств в очередной «центр в высотке» под видимым благовидным предлогом создания музея «Культура Урала».
«Культура Урала». Новый музей или центр. Подспудно звучит: здание для центра надо построить! Думаю, смотрим мы все примерно одни новостные ленты. Нужно ли напоминать, как, для кого, для чего и с какими результатами у нас затеваются новостройки? Аминь, российский капитализм.
Предлагается не напрягаться с комплектованием коллекции. Ведь можно под благовидным предлогом изъять из сложившихся. Отмечу следующее. Музеи должны решать, передавать что-то друг другу и реструктурироваться или нет. Музеи, а не мимопроходящие люди. У существующих музеев есть свои концепции, соответствующие особенностям собраний, неуместно их рушить. Тем более для небольших региональных музеев: это приведет к краху. Сделайте маршрут на данную тему. Дешевле, богаче по содержанию, неоценимая помощь существующим музеям, что еще нужно? Ах да, музеи в поселках никому не интересны в парадигме капитализма, самоокупаемости и международной известности.
Пока кипеж с пунктами А и Б, много всего коммерческого еще можно замутить по ходу.
Нет, я не настаиваю, что в колонке имелось в виду всё это. Может, даже сам Москвин этого смысла не вкладывал, а просто выразил восторг, удивление и радость. Но тем страшнее, потому что тогда это действительно маркер культурной ситуации, а значит, кроме восприятия через эти призмы, другое уже мертво.
Здесь явно описаны цели маркетинга (а не просвещения о культуре и истории Урала). И даже не столько маркетинга Урала как исторического региона, сколько маркетинга некого современного предприятия-однодневки. Быстрые деньги и слава, а дальше трава не расти.
В том числе фиолетово, как сия затея скажется на уникальном экспонате — Шигирском идоле.
Абсолютно уникальном, нет ни одного аналога в мире. Поэтому невозможно достоверно и убедительно атрибутировать. Самые близкие подобия младше вдвое-втрое, если верить экспертизам (ну и моей памяти). И даже если данные о древности материала не будут отражать точно эпоху создания идола (а это по-прежнему нельзя исключать), то его уникальность всё равно искупает любое омоложение.
Это самая древняя деревянная скульптура в мире, дошедшая до нас! Неужели вы этого не знали?
Хорошо. Допустим, не знали. Хотя всё это не раз публиковалось от лица музея. Но, раз теперь знаете, неужели этого самого по себе недостаточно, чтобы гордиться: Уралом, его историей, культурой, музеями, местными археологами, музейными сотрудниками? Если недостаточно, чем вообще родным вы способны гордиться? Способны ли гордиться в принципе?
«Неужели к этим фактам необходимо дешевое варьете с попкорном, чтобы они обрели ценность?!»
Гордиться — это не делать бабло любой ценой. Иногда это просто не опошлять имеющееся. И позволять себя подниматься на уровень выше, не требуя опускаться на ваш.
Для идола была изготовлена уникальная витрина, сохраняющая определенный температурно-влажностный режим. Вы же не думали, что из глубины торфяника можно безопасно и легко выскочить на свежий кислород и божий свет? Аналогичных ей тоже нет.
Поэтому поездки и переезды ему не на пользу. Стоит ли годичный аттракцион потери подобного памятника? Кстати, за каждым вывозом коллекций, даже не столь шумных и уникальных, за пределы мест хранения и постоянного экспонирования стоит огромная проблема обеспечения сохранности. Коммерческая выгода от билетов и нескольких отчетов никогда не покроет потерю значимого произведения.
Зал, в котором находится идол, по сей день один из самых грамотных и качественных экспозиционных залов в городе. Вполне мирового уровня. Не в пример фотозонам вместо музеев.
На экскурсии сможете не только перепроверить мою память, но и узнать еще массу интересного. С ее уровнем тоже всё в полном порядке.
А если кто-то наивно полагает, что да Винчи, или Рафаэля, или там Пантеон можно оценить без грамотного сопровождения и подачи, ну я просто посмеюсь про себя... После многих лет профессиональной подготовки, конечно, можно. Но вот так с ходу... Другое время, другой мир — другие масштабы, другое восприятие. Обычно первое впечатление: «И вот это — оно?!» И только потом, приглядевшись, понимаешь: «Действительно — оно. И даже больше».
Не должно удивлять и поражать, что наши ценности известны где-то далеко от нас. Это всего лишь очень приятно. Тем более чем выше по уровню научной лестницы, тем меньше специалистов, тем неизбежнее они знают друг друга наперекор границам и тем меньше людей в цепочке рукопожатий.
Да, опубликовали уже известные данные. Хорошо. И что?
А если нужно варьете, разжеванная и переваренная в виде ТВ-сериала отрыжка вместо качественной экскурсии, вот вам немного мистики, которой стоит опасаться.
Это дерево пролежало в болоте много тысячелетий и вылезло опять наружу. Кому такому молились древние на самом деле? Сколько там человеческих душ вложено? Вы уверены, что хотите беспокоить эту силу? С ним даже в зале долго неуютно находиться. Длительное сближение чревато ослаблением жизненного тонуса. Ну что, достаточно завлекательно? Фильмы про мумий тихо курят в сторонке? Такие предметы все хотят покоя. Иначе — берегитесь.
Шигирского идола обнаружили в 1890 году в районе Кировграда. В 2014 году ученые провели исследования и установили, что идол намного старше египетских пирамид. На территории выставочного центра «Екатеринбург Экспо» установлена точная копия идола.
Согласны с автором?