Ровно девять дней назад, 10 марта, ушла из жизни Людмила Лядова — композитор, написавшая музыку для песен, которые исполняли Зыкина, Кобзон, Утесов и Шульженко.
Она тяжело переносила коронавирус и скончалась в одной из московских клиник. 29 марта ей бы исполнилось 96 лет.
Родилась Людмила Лядова в Свердловске в семье профессиональных музыкантов. Так что в том, что свою жизнь она свяжет именно с музыкой, не было сомнений с самого детства. Да и сама Лядова не раз повторяла: «Мой путь в музыку начался с рождения».
Ее отец Алексей Иванович Лядов был солистом Оперного, играл на многих музыкальных инструментах, а когда возникли проблемы с голосом, стал скрипачом в оркестре. Ее мать Юлия Петровна Лядова долгое время пела в Свердловской филармонии и дирижировала самодеятельными коллективами.
В такой семье к музыке ребенка начали приучать с самого детства, готовя к карьере пианистки. Но для обычных детских забав тоже находилось и время, и возможности. Любимым развлечением Лядовой было кататься на качели-лодочке в парке имени Павлика Морозова.
Что касается музыки, то от домашнего обучения Людмила быстро перешла на профессиональный уровень, уже в десять лет пройдя огромный конкурс в детское отделение Свердловской консерватории. Позднее была учеба в фортепианном классе и на композиторском отделении.
Правда, из консерватории Лядову и отчисляли. Как она сама рассказывала в интервью — за двойку по марксизму-ленинизму и своевольный характер. Но позже Людмилу восстановили в консерватории — потому что талант.
— Я подошла к доске, на которой красовалась моя фамилия, а напротив нее — двойка, сняла туфлю и каблуком стерла оценку. В результате мне пришлось распрощаться с консерваторией. Правда, ненадолго, — рассказывала Лядова в интервью порталу ClassicalMusicNews. — На мое счастье, из Москвы к нам в Свердловск приехал начальник учебных заведений при Министерстве культуры Александр Иванович Живцов и попросил показать ему нечто талантливое и яркое. Все единодушно решили — Лядову. Я играла перед серьезной комиссией труднейшие «Симфонические этюды» Шумана. В результате меня восстановили.
С шести лет Людмила Лядова начала сочинять музыку, а ее первый большой дебют как исполнителя состоялся на сцене Свердловской филармонии, где она играла Мендельсона с оркестром под управлением Марка Павермана. Тогда ей было всего 14 лет. За свою жизнь Людмила Лядова еще не раз вернется в родной зал, где ее до сих пор прекрасно помнят.
Один из последних ее визитов в филармонию прошел в 2016 году, когда пианист Семен Власов и Уральский филармонический оркестр исполняли ее концерт для фортепиано с оркестром.
Не теряла Лядова связи и с консерваторией. В год 90-летия композитора там устраивали ее творческий вечер.
— Совсем недавно, в октябре 2019 года, когда консерватория отмечала 85-летие, Людмила Алексеевна почтила своим посещением юбилейное торжество — концерт студентов и выпускников Уральской консерватории в Московском театре «Новая опера» им. Е. В. Колобова. В этом была вся она — хранитель нашей истории, наш талисман, — вспоминают об известной выпускнице в консерватории.
В 1946 году Людмила Лядова создала творческий тандем с певицей Ниной Пантелеевой. Вместе они стали лауреатами конкурса артистов эстрады, покорив Леонида Утесова и Клавдию Шульженко, а потом обрели всесоюзную славу и объехали с гастролями всю страну.
Просуществовал дуэт до 1952 года.
— Нина Пантелеева стала невероятно зазнаваться, притом что дуэт организовала я, обработки тоже делала я. Но, когда у кого-то нос кверху задирается, все забывается, — вспоминала Лядова в интервью ClassicalMusicNews. — После того как наш дуэт развалился, я стала выступать одна за роялем: и со своими песнями, и с чужими. Мое счастье, что я не только пою, но и играю, и сочиняю — никому кланяться не надо.
О себе Людмила Алексеевна всегда говорила, что она гордая и независимая женщина. И это не раз выходило ей боком. Например, она рассказывала, как один композитор пустил слухи о том, что она много пьет и чуть ли не каждый день меняет мужчин. А всё потому, что она отказалась быть с ним «посговорчивее».
Поддержал ее тогда только коллега по Свердловской консерватории Мстислав Ростропович, сказав ей: «Ничего, Милка, ты уралка, ты выдержишь…»
Так она всё и выдерживала.
У Людмилы Лядовой было пять браков, ни в одном из которых она так и не завела детей.
В первый раз Людмила Лядова вышла замуж в 18 лет за музыканта из цыганского ансамбля, вторым мужем Лядовой стал артист балета, третьим — ученый, четвертым — певец. И все они распались из-за большого успеха Лядовой и зависти ее мужчин.
Женское счастье она обрела только в пятом браке с саксофонистом Александром Кудряшовым, после свадьбы взявшим фамилию жены. С ним она прожила больше 30 лет.
— Когда Саша первый раз пригласил меня на свидание, я подумала: ладно, встречусь разок-другой, но замуж ни за что. Во-первых, он младше меня на 17 лет, во-вторых, сколько же можно! И вот ведь как сложилась жизнь, — признавалась Лядова ClassicalMusicNews. — Именно в Саше я обрела то, что искала всю жизнь.
В Екатеринбурге уже не осталось людей, которые помнят начало карьеры известного композитора и которые поддерживали с ней контакт до последних ее дней. Но отзываются о ней как об исключительно талантливом и трудолюбивом композиторе. На ее счету больше 800 песен. Самые известные из ее работ — «Старый марш» на стихи М. Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи Шаферана и «Ай, люли», написанная для Миансаровой.