Кинозал (он же кино-конференцзал) в «Ельцин Центре» — своего рода антагонист действующим в городе кинотеатрам. Пока на других больших экранах собирают кассу новинки проката, в ЕЦ свою сетку формируют, как говорят в команде центра, ориентируясь на собственный вкус и здравый смысл.
Все картины здесь показывают на языке оригинала, а акцент общей концепции работы — не на массовость.
— Наш кинопрокат замечателен тем, что мы показываем фильмы только на языке оригинала с субтитрами. Все без исключения, даже якутские. Того же «Джокера» мы показывали в оригинале, но «Мстителей», например, мы вряд ли будем показывать вообще, потому что для этого есть другие кинотеатры, — поясняет руководитель отдела культурных программ ЕЦ Илья Смирнов. — Мы за все это время наработали аудиторию, которой интересно ходить в кино, смотреть спектакли и фильмы на языке оригинала. Это очень востребовано. Потому что нет больше в городе кинотеатров, которые такое могут предложить.
Тщательный отбор программы, которую показывают в кинозале, объясняют еще и простой вещью — ограниченностью времени. А раз уж приходится выбирать, то выбирают то, что больше в городе посмотреть негде.
— У нас на весь центр зал один, и там всего 178 мест. Мы и не ставим кино с утра до вечера. Утром, каким бы хорошим фильм ни был, к нам не пойдут. Так что это не снобизм, просто объять необъятное невозможно, — говорит Илья Смирнов. — Другие кинотеатры могут позволить себе любую сетку, мы нет. Зато у нас получается очень клубный зал, в котором ты не чувствуешь себя немного неуютно. Главная наша задача — предложить, а не навязывать мнение.
«То, что мы показываем, не должно нравиться всем, но, чтобы понять, нравится тебе это или нет, ты должен на это посмотреть»
Причем, как признаются в ЕЦ, и после пяти лет существования центра остаются люди, которые не знают о существовании в нём кинозала, и, наоборот, те, кто не знает, что там есть, кроме него.
— Многие люди, приходя в «Ельцин Центр», не знают, что здесь есть кинозал. А те, кто приходит в кино, не всегда знают, что здесь еще, — добавил Илья Смирнов. — Поэтому перед показами мы включаем наш красивый короткий ролик, который показывает многообразие центра.
Так что нельзя сказать, что в центре есть свой кинотеатр. Это небольшой кинозал, который этой самой камерностью и уютностью и подкупает.
— Это не совсем киноаттракцион, хотя мы можем и 3D показывать, и звук у нас очень хороший, — говорит Илья Смирнов. — Например, Андрей Петрович Звягинцев хвалит наш экран. Ему нравится показывать фильмы здесь больше, чем в кинотеатре «Октябрь», где уже немножечко устаревший проектор и звук. Это культовый зал, но он требует реконструкции.
«У нас зал с кинопрокатом, в котором никогда не будет попкорна и совсем массового кино, потому что это можно посмотреть где угодно»
Важный вклад в популяризацию кинозала в центре вносит киноклуб, который курирует киновед и кинокритик Вячеслав Шмыров. Он родился в Челябинске, учился на факультете журналистики в Екатеринбурге и, наверное, как никто признает роль Екатеринбурга в развитии киноиндустрии страны. Поэтому он и проводит встречи киноклуба, и читает циклы лекций.
Первый такой цикл касался знаменитых кинематографистов, так или иначе связанных с Уралом, а сейчас стартовал цикл «Кино эпохи перемен», где речь идет о кино девяностых.
— Моя задача киноведа — я ее так себе формулирую: возбудить интерес к екатеринбургской истории кино. Есть важные люди для понимания и прошлого, и настоящего. Поэтому ближайшая моя лекция «Кино эпохи перемен» будет посвящена появлению в кинематографе нового поколения режиссеров и продюсеров.
И отчасти этот сюжет будет формироваться тем, что я назвал бы «екатеринбургским треугольником»: отсюда когда-то уехал в Москву после нескольких лет работы на Свердловской киностудии Владимир Хотиненко, в Екатеринбурге родился, был воспитан и тоже имел отношение к Свердловской киностудии, хоть и в меньшей степени, Алексей Балабанов, и здесь когда-то возглавлял Театр юного зрителя Дмитрий Астрахан, который в девяностые годы стал воплощать коммерческую ветвь кино, что тоже было полюсом понимания кино, которое было в те годы.
Так получилось, что Екатеринбург, не будучи столичным городом, тем не менее проецировал и провоцировал очень многие интересные явления, самым главным и крупным из которых за эти годы, как выяснилось, конечно же стало имя Алексея Балабанова, — говорит Вячеслав Шмыров.
По сути киноклуб «Ельцин Центра» сейчас — это уже сложившийся коллектив, но его участником может стать любой, кто просто придет на одну из встреч. Уже год из-за пандемии они проводятся в смешанном формате, например через Zoom-созвоны, но суть та же — с киноклубом можно не просто посмотреть новый фильм (или сходить на повторный показ), но и обсудить его с создателями.
— К сожалению, пандемия немножко подломила наши планы, но, с другой стороны, смешанный формат общения возрождается. Но стараемся, чтобы все же приезжали, общались. Это все очень привлекает творческую молодежь Екатеринбурга. В частности, к нам постоянно ходят студенты творческой мастерской Алексея Федорченко из Екатеринбургского театрального института, — говорит Вячеслав Шмыров. — Но у нас действительно возник устойчивый круг людей. Есть традиционная интеллигенция — это люди средних лет, начитанные, знающие. Если они приходят на фильм про Варлама Шаламова, то они уже знают о нём многое и могут очень придирчиво поговорить с режиссером, а не только похвалить. Есть молодежь, которая уже доверяет вкусу других.
А возглавляемый Шмыровым киноклуб как раз и ставит своей основной задачей показать людям что-то новое. Потому что на зарубежные блокбастеры и фильмы по комиксам люди и так сходят в любой из кинотеатров города.
— Сегодня можно увидеть очень многое, почти всё. Но важен выбор, и этот выбор порой очень сложно сделать, — поясняет киновед. — Поэтому репертуар киноклуба и тех премьер, которые в нём прошли за эти годы, был с очень большим охватом, но в то же время точным по адресатам. Люди знают: «Лучше мы подождем этой премьеры в "Ельцин Центре, потому что приедет автор».
«Задача таких институций, как киноклуб, — подсказать зрителю, однажды уже пришедшему в этот кинозал, что ему придется близко по вкусу. Это подсказка»
Цены на билеты показов, в том числе и киноклуба, при этом варьируются в среднем от 200 до 600 рублей, но бывают и выше. В ЕЦ это объясняют тем, что стоимость не всегда устанавливают они.
— Люди понимают, что прийти за 300 рублей посмотреть фильм и, пусть даже по Zoom, поговорить с режиссером — это дорогого стоит. Нигде в городе, грубо говоря, ты так же никуда не сходишь, чтобы иметь возможность задать вопрос автору напрямую, — добавил Илья Смирнов. — И зачастую мы берем не самые популярные фильмы и зовем не самых популярных режиссеров, потому что кто-то же должен их звать. Если их не будут звать, у них не будет стимула снимать кино.
В 2019 году в кинозале ЕЦ прошел свой кинофестиваль — «Конец сезона».
— Я надеюсь, что в этом году у нас получится провести наш маленький, но очень гордый кинофестиваль «Конец сезона» — собрать самые, на наш взгляд, актуальные и резонансные отечественные фильмы, которые выходили за этот год. Это не кинофестиваль с жюри, а зрительский кинофестиваль, наша подборка того, что люди, может быть, не смотрели или пропустили, мы это показываем, обсуждаем, — рассказывает Илья Смирнов. — В 2019 году на этот фестиваль к нам прилетали Ирина Горбачева, Павел Семенович Лунгин...
Пока ни с кем из авторов и актеров, которые могли бы стать участниками фестиваля, переговоры не ведут. Но команда центра говорит, что на «Конце сезона» хотели бы видеть, например, Ивана И. Твердовского, снявшего фильм про «Норд-Ост», Анну Меликян, снявшую ленту «Трое», и Андрея Кончаловского с его «Дорогими товарищами».
Повторные показы — тоже часть истории кинозала. Команда, которая курирует это направление, связывает интерес к показу фильмов, вышедших много лет назад, с взрослением аудитории и ее переосмыслением увиденного.
Так, в конце марта в кинозале ЕЦ будут показывать «Июльский дождь» Марлена Хуциева, с которого когда-то и начинался киноклуб: в феврале 2017 года режиссер сам должен был приехать на показ, но не смог по состоянию здоровья, а два года спустя скончался.
Также в конце марта будут показаны два новых фильма о театре, а 18-го числа начнутся показы программы Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF-2021. Полная программа кинопоказов и встреч киноклуба собрана «.в специальном разделе на сайте «Ельцин Центра».
Ходили хоть раз на показы в этот кинозал?
В конце прошлого года «Ельцин Центр» отметил свое пятилетие. Прочитайте интервью с его исполнительным директором Александром Дроздовым о том, что пережил центр за это время, как изменился и почему в России так ностальгируют по девяностым. А о том, как пережил пандемию музей центра, E1.RU рассказывала его экс-директор Дина Сорокина, которая покинула свой пост в начале этого года.