В музее Высоцкого в Екатеринбурге выяснили, что три популярные песни барда принадлежат не ему. Они оказались собственностью филармонии Ярославля. Такой вывод сделали из документов, которые привез в Екатеринбург бизнесмен Андрей Гавриловский.
Он выкупил рукописи Высоцкого у букинистов вместе с необычным договором — трудовым соглашением, где сказано, что автор продал стихи и музыку на свои песни филармонии. Речь идет о композициях «Лапы у ели», «Мангусты» и «Почему аборигены съели Кука».
— Эти соглашения на самом деле — одна из схем, по которым Высоцкому выплачивали деньги за концерты. Видимо, филармония таким образом решила поднять продажи билетов на выступления других исполнителей, отдав одно из отделений Высоцкому. А чтобы ему заплатить, составили такие документы — якобы он специально для филармонии написал текст и музыку песен, которые уже тогда были очень популярными, — рассказал Е1.RU Андрей Гавриловский.
В документе подробно прописана стоимость песен: по 80 рублей филармония отдала за слова, и по 100 рублей — за музыку. Так что концерт Высоцкого Ярославлю обошелся в 540 рублей. Впрочем, Гавриловский не исключает, что часть оплаты могла не попасть в договор:
— Я разговаривал с сыном Высоцкого Никитой, он подтвердил, что такая схема действительно работала. И что Высоцкий меньше чем за 300 рублей не пел.
Бизнесмен отдавал бумаги на экспертизу, там заключили, что подпись и рукописи сделаны рукой Высоцкого. Так что формально филармония могла претендовать на авторские права.
Сейчас для документов готовят место в екатеринбургском музее Высоцкого, вместе с ними на выставку попадет черновик, который бизнесмену подарил другой поклонник барда — из Санкт-Петербурга.
— Мне позвонил человек, сказал, что сам родом из Красноуральска, но сейчас живет в Петербурге. Он привез мне черновик Высоцкого, который ему когда-то подарили. Сказал, что хочет, чтобы документ попал в музей, — рассказал Гавриловский. — Рукопись у Высоцкого, как у Пушкина: он примерно так же что-то зачеркивал, что-то добавлял, что-то рисовал. Хочу выразить благодарность Петру Федоровичу Толстову от всего музея и от себя лично.
Черновик сделан примерно в 1966 году. На обратной стороне бумаги Высоцкий оставил послание для своей жены: «Лапа, я в Епифанском номере» (артист театра Епифанцев был другом Высоцкого. — Прим. ред.).
Еще один экспонат, который пополнит выставку, — портрет молодого Высоцкого. Снимок прежде нигде не публиковался, его обнаружил в своем архиве фотограф газеты «Труд», который случайно запечатлел будущую звезду во время съемки студентов. По его словам, кадр был сделан во время первой сессии Высоцкого.
Когда именно поклонники барда смогут увидеть снимки и документы, еще не известно. Директор музея Мария Головина составляет новую экспозицию, чтобы разместить в ней находки. Пока же гостям предлагают взглянуть на другие фотографии и тексты Высоцкого: 25 января, в день рождения поэта, вход в музей для всех гостей будет бесплатным.