Уральский режиссер и драматург Василий Сигарев, выросший в Верхней Салде и отучившийся на курсах Николая Коляды в Екатеринбурге, устроил спецпоказ к пятилетию выхода своего фильма «Страна ОЗ».
Картина снималась в Екатеринбурге, и Евгений Ройзман, который на тот момент был главой города, снялся в эпизодической роли мэра. А главные роли достались супруге режиссера Яне Трояновой и Гоше Куценко.
После спецпоказа Сигарев анонсировал выход продолжения этой истории и вместе с Куценко вспомнил, как вообще снимался фильм, сценарий которого дописывался прямо на съемочной площадке.
Фильм начался с ролика в интернете
— Я снимал для себя. Фильм начался с этого ролика на «Милая моя, солнышко лесное». Мы нашли этого человека, получили права на ролик, и как-то вокруг из него выросло кино. Я не прикалываюсь, это действительно так, — рассказал Сигарев.
А в ходе съемок команда называла фильм «Антиелками», хоть цели сделать новое и современное новогоднее кино и не было. Не переросли мы еще «Иронию судьбы», считает режиссер.
— Когда фильм снимался, мы называли это «Антиелки». Хотя я сам ни одни «Елки» не смотрел, — пояснил режиссер. — Все-таки мы еще из совка не вылезли, чтобы обзавестись настоящим русским новым новогодним фильмом, поэтому все до сих пор смотрят «Иронию судьбы, или С легким паром», а я смотрю «Страну ОЗ» в последние годы.
Кто вместо Куценко мог сыграть главную роль
Главную роль в фильме мог исполнить и Сигарев, но после проб режиссер снял с роли сам себя.
— Мы рассматривали Хабенского, Бондарчука... Даже я пробовался на эту роль, но у меня плохо получилось, и я сам себя снял, — вспомнил Василий.
В итоге Романа в «Стране ОЗ» играл Куценко.
«Мне заплатили за эту картину, и мне стыдно, что я взял деньги, несмотря на то, что они были крохотные»
— Когда я смотрел эту картину на премьере на «Кинотавре», мы были все пьяные, поэтому я, честно говоря, фильм плоховато помню. Сегодня я трезвый его посмотрел и хочу сказать, что это выдающееся кино. Я чудом попал в эту картину. И это, наверное, моя любимая роль, — сказал Куценко. — Я играл тебя [Сигарева], мы похожи. Только я постарше и пожирнее. Троянова нас путала иногда.
К съемочной группе Гоша Куценко присоединился, когда процесс уже начался.
— Уже съемки должны были начаться, а ко мне только попал сценарий. Мой директор говорит: «Ты не будешь это играть, ты с такого начинал». Я всё же взял с собой сценарий, когда полетел куда-то на гастроли. Читал и ржал прямо в голос в полете, — вспомнил Куценко. — Вообще я хотел играть Барда, но он был уже занят. Я влюбился в этот сценарий и поехал к ребятам. Это была лучшая неделя в моей жизни. Было весело, я учил уральский акцент...
Из-за этой спешки на съемках Куценко было едва ли не сложнее всех, потому что образ создавался на коленке, и актеру пришлось померзнуть. Хотя померзли тогда на самом-то деле все.
— Я после фильма «Жить» зарекся снимать зимой, а тут опять полез. Было так холодно, что у нас не крутились кольца на объективах и мы только в одном фокусном расстоянии могли находиться, но продолжали снимать. Гоша бедный был без варежек, мы не придумали ему их для образа. Он приехал, когда съемочный процесс уже шел, и мы из говна и палок собирали ему костюм, какая-то моя одежда даже вошла, — рассказал Василий Сигарев. — Зато у Барда вся одежда — моя. Мне очень хотелось, чтобы это было мое альтер-эго. Я ему даже сумку свою отдал, которая у меня всю жизнь, по-моему, была, и с тех пор она порвалась.
Как на съемочную площадку вызывали полицию
В этом фильме себя Василий Сигарев вложил в героев не только одеждой, но и своими историями и характером.
— Честно сказать, я почти всё всегда делаю с себя, событийно, по крайней мере. Я себе фейерверки ставил на голову, с Бардом история, когда теща с женой ломились в квартиру, у меня тоже такая была, — признался Сигарев. — В себе всё можно разрыть.
А та самая сцена с мощным фейерверком во дворе жилого дома, кто бы что ни думал, была максимально реалистичной. А так как снималось всё в ночи, несколько раз на площадку приезжала полиция.
— Сцену с фейерверком мы снимали вживую: настоящая пиротехника в настоящем дворе. Троянова и продюсер ходили в дом, который был напротив, прошли каждую квартиру и под подпись просили разрешения снимать. Одна женщина не дала [разрешения], и она вызывала полицию постоянно, — рассказал Сигарев, а чуть позже уточнил, что съемок второй части в Екатеринбурге не будет точно.
Каким должен был быть финал фильма
Что касается Куценко, он приложил к фильму руку не только как актер, но и отчасти как соавтор, подсказав режиссеру идею для концовки.
— Я тогда запускал картину «Врач», сижу в вагончике, пишу текст песни. Заходит Вася, говорит: «Хватит сидеть в переписке, роль учи!». Я ему сказал, что пишу песню, включил музыку с телефона и напел. Говорю: «Слушай, это же внутренний мир твоей героини». Он послушал и говорит: «Отлично. Я такой финал сделаю». И он действительно так сделал, чему я очень удивился, — признался Гоша Куценко. — Яна его прокляла, сказав, что это ужасный финал, а был хороший.
Но Сигарев слова Куценко вскоре опроверг, подчеркнув, что концовки-то и не было. Сценарий дописывался в процессе съемок. Потому и импровизаций на площадке было много — только каких, спустя 5 лет уже и не вспомнить.
— Гоша не помнит ничего. Финала особо и не было, был просто корабль, на котором всё заканчивалось. Когда возникла песня, возник и этот финал, — уточнил режиссер. — Я продолжал на площадке писать сценарий.
Само название фильма, кстати, тоже появилось случайно.
— Александр Дулерайн придумал название. Когда мы показали ему этот фильм еще с прежним названием «Занимательная этология» и спросили его мнение насчет названия, он сказал: «Так у вас всё есть. В конце звучит фраза "В Стране ОЗ", значит, «Страна ОЗ», — объяснил Сигарев.
Про Евгения Ройзмана и Инну Чурикову
— Ройзман вообще за любой кипеж, он после этого в «Ералаше» даже в каком-то снялся. Понятно, что он не понимает, где можно, а где нельзя [сниматься], но он любит всякие такие вещи, так что я его даже не уговаривал практически, — рассказал Сигарев о том, как экс-мэр Екатеринбурга попал в фильм.
А вот с народной артисткой Инной Чуриковой было непросто — потому что в одной из сцен, сидя на фоне плаката с Жириновским, ей нужно было, мягко говоря, поругать его партию.
— С Инной Чуриковой было посложнее, она пугалась, потому что никогда до этого не работала в таком материале. Помню, перед кадром, когда она должна была сказать про ЛДПР, она смотрит на меня и спрашивает: «Ну что, Вася, будем?». Я говорю: «Будем». Она взяла и сделала, — вспомнил режиссер.
О чем будет вторая часть
— У меня написан синопсис продолжения. Там вообще всё просто — у Романа и Ленки продолжились романтические отношения, и Ленка узнала, что Роман тяжело болен и от кого-то, от своей сестры, узнала, что есть такая трава ОЗ, которая растет в Перу. Нужно туда поехать, ее выпить, загадать желание — и оно исполнится. Она поехала, выпила эту траву и улетела на месяц в трип, но она пройдет через него, чтобы его спасти, — коротко пересказал Сигарев сюжет продолжения «Страны ОЗ».
Вообще же от Сигарева нет новых работ уже несколько лет, что, по мнению режиссера, нормально. Но новую работу, в которую он уже включен, уралец также анонсировал.
Что это будет — пока тайна. Но не исключено, что снова комедия, потому что, по словам режиссера, свои «Жить» и «Волчок» он снимал в «жирные» времена, а вот когда вокруг всё плохо, людям нужны комедии.
«Как только в стране начинаются проблемы, народу надо [смотреть] комедии, и авторы хотят комедии снимать»
— Мои фильмы потому и честные, что я редко снимаю. Так и надо. Я не люблю снимать же еще, вот в чем дело. Для меня собраться за 5 лет снимать фильм — это успех. Сейчас мы снова будем снимать, и я даже не знаю, как я опять туда загремел, — сказал Василий Сигарев.
А вы смотрели «Страну ОЗ»?
В 2016 году кинокритики признали Яну Троянову лучшей актрисой за роль в этом фильме, а Василий Сигарев получил премию за сценарий к «Стране ОЗ».