Сразу в нескольких магазинах сети «Магнит» в Екатеринбурге на стойках для информации появились рекламные плакаты «скрепышей», «адаптированные» уральским художником. Фото листовок, на которых прибавились изображения Владимира Путина, патриарха Кирилла и омоновца, на своей странице в Instagram опубликовал художник с ником a11c1ear.
В Сети он хранит анонимность, а его ник, если заменить единицы на английскую букву l, в переводе означает «Всё понятно». Рассказать о нем можем только, что он свердловчанин и ему чуть больше 30 лет. Большинство его работ сделаны в Екатеринбурге.
Мы поговорили с художником и узнали, как реализовывалась эта задумка и в скольких магазинах он поменял плакаты.
— Давай сразу с главного. Когда тебе пришла в голову эта идея и сколько ушло на реализацию?
— Акция у «Магнита» закончилась 22 ноября, за несколько дней до этого я поездил по магазинам, разложил все листовки. До этого прикидывал макет.
Пришла идея недели за три до этого, и надо признаться, что пришла довольно поздно. Потому что она на поверхности лежала: скрепыши — скрепы. По реализации были разные варианты, вместо третьего «скрепыша», омоновца, мог быть другой персонаж, но в итоге я прикинул, что он подходит больше всего. Это всем понятно, не только людям в Свердловской области, потому что мем про скрепы, он довольно глобальный для страны.
— Нашел плакаты в интернете, подправил в фотошопе или схема была сложнее?
— Не совсем. Я хотел найти в интернете эту рекламную рассылку магазина, но ее не было. Поэтому пришлось походить по магазинам, пофотографировать, какие они вообще бывают. Что-то всё же нашел в интернете, самих «скрепышей» — с сайта. Все остальное — в фотошопе.
— Логичный вопрос, который возникает, когда я вижу такие провокационные плакаты и листовки, — это где их распечатывать, чтобы на тебя не смотрели косо и не сорвали весь план?
— Конкретно эти я распечатывал на обычном принтере дома у друзей. А так да. Это всегда вопрос и проблема. Как правило, такая сомнительная печать, к которой могут возникнуть вопросы у людей, делается у своих. Поэтому хорошо, когда есть знакомые в мини-типографиях и фирмах, которые занимаются печатью.
— В скольких магазинах ты в итоге развесил такие листовки?
— Пять магазинов всего было: два на ВИЗе, в районе улицы Токарей, и несколько в Академическом.
— Не возникло проблем с развешиванием листовок? В магазинах ведь и сотрудники, и другие посетители.
— «Магниты» по конструкции разные бывают, так что в некоторых этот уголок информации отдален от касс. В одном из магазинов, например, этот стенд вообще был за дверью, что удобно: подошел, вложил, никаких проблем. А в остальных продавцы, во-первых, своим делом заняты, а во-вторых, это делается быстро и не бросается в глаза, потому что кое-где эти листовки вешались поверх такого же оригинала.
— А страх попасться был?
— Да нет. С такими акциями, когда именно вкладываешь что-то или наклеиваешь, наверное, проще. Хотя у меня это первая подобная работа. Но ощущения всё равно не те, как когда с трафаретом работаешь. Тут очень мало моментов, которые могут как-то повлиять. Условно, прикидываешь, удобное или нет место, размещаешь и всё. А с аэрозолем когда работаешь, там много нюансов. Краска такая штука, что не всегда ведет себя так, как хочется. И трафареты могут не приклеиться. Там есть мандраж, потому что ты не знаешь, получится ли всё так, как ты задумывал.
— И проходящие мимо люди — не всегда знаешь, как отреагируют.
— Я все-таки с друзьями хожу, так спокойнее. Больше для психологической поддержки, хотя и технически это тоже удобнее, можно попросить подержать баллончик, трафарет и т. д.
— Не отслеживал потом, что стало с этими листовками?
— Через неделю заехал в один из магазинов, плаката уже не было. Но это и было в том магазине, где их [листовок] в информационном стенде вообще не было. Так что, подозреваю, что убрать могли из-за того, что закончились сами «скрепыши». Не думаю, что заметили, что там изображено. Сейчас, наверное, уже везде сняли.
— Почему ты не раскрываешь своего настоящего имени? Из-за подтекста работ?
— Отчасти, конечно, да. Подтекст тоже играет роль. Но в большей степени просто для удобства. Это как уникальный тег, по которому потом проще искать упоминания о себе. Плюс, не хотелось бы смешивать со своей основной деятельностью. Даже про возраст не вижу смысла говорить, хотя по работам, по тому же «Детству», понятно, что я сильно больше 20.
— То есть ты отслеживаешь, что про тебя пишут в соцсетях и СМИ? Это воспринимается как признание, как вообще реагируешь на упоминания о себе?
— Офигеваю, конечно. Про эту акцию написала «Медуза», еще в ролике у Максима Каца она засветилась. Такой резонанс был неожиданным даже для меня. Приятно потом читать где-то комментарии, причем и не очень лестные тоже, хотя никакой агрессии и угроз пока не было. Потому что в своем инстаграме ты всё равно чаще получаешь положительные отклики.
Но это быстро проходит: порадовался и живешь дальше. Я стараюсь так к этому относиться: «Написали? Круто. Надо думать, что делать дальше». Чтобы не осесть на своих достижениях, причем не больших, прямо скажем. У меня чего там — 14 работ всего.
— И все они со скрытым подтекстом, намеками и не очень масштабные. Почему так неявно?
— Просто чувство юмора у меня такое. Большинство работ, которые не на эмоциях прям делаются, как было в случае с храмом и сквером, в основном это проявление чувства юмора, только в рисунках. Иногда да, бывают идеи, которые «в лоб», но внутренний цензор их не всегда пропускает. Плюс инстаграм этот я заводил, чтобы публиковать именно то, чем мне интересно было бы поделиться, а не то, что точно залайкают и будут обсуждать.
Так и воспиталось у меня чувство вкуса к метафорам, не совсем очевидным, может быть. Это как в «Имаджинариуме» (настольная игра. — Прим. ред.) — ты не можешь сделать метафору совсем неочевидной, чтобы никто не въехал, но и совсем очевидной тоже нельзя, потому что будет неинтересно. Так же и у меня — чтобы большинство поняли, но не так, чтобы с поверхности.
Ранее мы рассказывали про другую работу a11c1ear, когда он сделал рисунок по мотивам знаменитой речи Путина про половцев и печенегов. А что такое «скрепыши», которых художник обыграл в этот раз, можете прочитать в этой колонке.