К детям всей страны вернулись кумиры — диснеевские принцессы Анна и Эльза из мультипликационной саги «Холодное сердце». Шесть лет назад они уже поразили воображение малышей в первой серии мультфильма, а теперь появились в «Холодном сердце — 2» — и снова не знают конкурентов. Ледяное платье Эльзы опять мечтают примерить все дамы от трех до восьми лет, а песни из обеих частей напевают не только дети, но и их родители. Осенью во время оттепели в Екатеринбурге снеговиков называли в честь героя этого мультфильма Олафа. Да что там говорить — не зря же «Холодное сердце — 2» в конце минувшего года собрало в прокате более 1,3 миллиарда долларов и стало самым кассовым анимационным фильмом в истории.
Песни принцессы Анны в мультфильме исполняет екатеринбурженка Наталия Быстрова, выпускница Екатеринбургского театрального института, исполнительница главных ролей в знаковых отечественных мюзиклах «Mamma Mia!», Chicago, «Красавица и чудовище», «Анна Каренина» и других. Мы поговорили с Наталией Быстровой о феномене «Холодного сердца» и о том, как стать востребованным артистом мюзиклов.
— Мультфильмы из серии «Холодное сердце» очень популярны, в одном ряду с легендарными «Королем Львом» и «Дамбо». Как вы думаете, почему?
— «Холодное сердце» стало самым популярным и кассовым анимационным фильмом за всю историю существования студии Диснея, превзошло и «Короля Льва», и «Дамбо».
Отрадно, что главная тема этого мультфильма — не любовь принцессы к принцу, а семейные ценности. Мне кажется, главный успех — в этом, потому что сама идея семьи, единения двух сестер, бесстрашия, готовности бороться и рисковать жизнью ради друг друга — самое дорогое и ценное, и это, безусловно, всех трогает.
Среди всех принцесс Диснея эти девочки, конечно, очень сильно выделяются своим бесстрашием, целями. Они не хотят выйти замуж, найти счастье в личной жизни, а хотят быть подмогой друг другу, спасать друзей, отвечать за народ королевства Эренделла. Это здорово.
Тут же есть и дружба, готовность помогать друг другу, потрясающий юмор, яркие персонажи — Олаф, Свен. Все их обожают, а маленькие поклонницы любят двух сестер — волшебницу Эльзу и удивительную и смешную Анну.
— Какой из мультфильмов серии «Холодное сердце» нравится вам больше остальных?
— Все серии разные, и все самодостаточные. Всегда есть опасение, что продолжение проиграет первой части, потому что вторая бывает высосана из пальца. Но создатели «Холодного сердца» этого избежали, они превзошли самые смелые ожидания. Даже если ты не смотрел первую часть, тебе будет все понятно во второй.
В «Холодном сердце — 2» мы видим процветающее королевство, замечательных дочерей — королеву и принцессу, их прекрасных родителей. Но оказывается, что дед Эльзы и Анны, король Эренделла, был очень нехорошим человеком, обманул и убил вождя племени, которое хотел поработить. Это не детские истории, наши героини повзрослели. Фильм рассчитан на тех девочек и мальчиков, которые шесть лет назад были малышами, подросли и хотят узнать, что было дальше с любимыми персонажами. Эта история трогает и детей, и взрослых.
— Что бы вы выбрали — дар Эльзы повелевать холодом или простое земное счастье Анны?
— Анна — настолько близкий мне персонаж, что мой муж и все мои друзья говорят: Анну как будто рисовали с тебя. Мы с ней так похожи, даже какие-то ее ужимки очень походят на мои… Темперамент и энергия, легкость и какая-то, на первый взгляд, легкомысленность, при этом абсолютное бесстрашие, готовность рисковать и спасть свою сестру — удивительное сочетание.
Поэтому, конечно, я бы выбрала земное счастье Анны. Мне кажется, что люди, которые наделены каким-то даром, дорого платят за это, в том числе одиночеством. Это мы и видим в Эльзе. Чтобы не навредить никому, она все время уходит от своего народа, от своей сестры, боится причинить им боль. Конечно, я выбираю долю Анны. И, в конце концов, Анна стала королевой Эренделла, нашла счастье с Кристофом и у нее есть любовь ее народа. Так что у Анны все прекрасно!
— Вы хотели бы сыграть Анну на сцене?
— Возможно, если бы был мюзикл на русской сцене, но пока он есть только на Бродвее и в Лондоне. Я увековечила своим голосом для русскоязычных зрителей принцессу Анну, и мне кажется, это гораздо важнее. Это первоисточник, и я уже ее сыграла, дала жизнь Анне на русском языке.
Если бы был мюзикл — конечно, я бы с удовольствием согласилась, потому что я люблю этот материал, обожаю эту героиню. Но не уверена, что для меня это было бы интереснее, чем процесс озвучивания.
— Что вам больше нравится — выходить на сцену в мюзиклах или записывать песни, которые слушают поколения детей?
— Это все ответвления одной профессии, но при этом — совершенно разные вещи. Когда я выхожу на сцену и играю другого персонажа, то все равно играю своими выразительными средствами: мой темперамент, моя фактура, моя энергия, мои руки, ноги. Я могу трактовать персонажа так, как я себе его представляю, разумеется, выполняя задачу режиссера. Зрителям рассказываю историю через себя.
В дубляже это гораздо сложнее. Я не должна быть просто «говорящей головой», персонаж должен ожить, задышать. При этом надо совпасть с липсингом (со смыканием-размыканием губ персонажа), надо быть смешной. В озвучивании у артиста куча задач: «уложить» текст, спеть — это совершенно другой процесс, и, мне кажется, он гораздо сложнее выступления на сцене, хотя эти вещи стоят рядом друг с другом.
— Как технически происходит запись песен для мультфильмов?
— Мы почти никогда не знаем материал заранее. Приходим, перед нами лист с текстом — и тут же записываем его. Сложные вещи могут выслать до записи, чтобы мы лучше ориентировались в мелодии.
В студии присутствует музыкальный руководитель проекта, который владеет всеми задачами. Все согласовывается: любая строчка, ноты, песни, сцены — все отправляется в Disney. Они курируют, присылают правки. Например, если по липсингу не хватает какого-нибудь слога, нужно переделать слово либо переписать строчку песни. Это очень кропотливый процесс.
Здесь нет свободы, я не могу петь мелизмы, какие хочу, не могу петь мелодию как хочу. Это лицензионный проект, я должна выполнить поставленную задачу. Но никто меня не зажимает. Как профессионал я понимаю это и пою то, что надо. Если получается лучше, чем в оригинале, то это оставляют.
Персонаж, его песня — мировой хит, который должен звучать одной мелодией во всех вариантах исполнения. Да, одну и ту же песню исполняют разные актрисы, но нас всех подбирают тембрально похожими на своих персонажей. Было забавно, когда представитель Disney сказал, что мы все одинаковые.
Если всех Анн или Эльз со всего мира поставить рядом, то окажется, что мы близки тембрально и похожи внешне друг на друга и на своих персонажей.
— Вы из Екатеринбурга попали в Москву, выступаете в кассовых мюзиклах, больших проектах. С какого возраста надо заниматься пением, чтобы стать профессиональным певцом и артистом? У кого и чему учиться? Какую музыку слушать?
— У меня нет конкретной формулы для ответа на этот вопрос. Я занималась вокалом с детства, затем поступила в ЕГТИ на актерский факультет, я актриса театра драмы и кино. Так как я пела, то думала пойти, например, в училище Чайковского, закончить его и потом продолжать учиться вокалу. Но я предпочла быть хорошей актрисой, которая прекрасно поет, нежели просто певицей. Наверное, это был правильный шаг.
Когда я прихожу на кастинги, там бывает много круто поющих девочек из известных музыкальных проектов, они проходят ровно до второго тура. Как только начинается актерский тур и хореография — они срезаются. Бывает наоборот. Классные драматические актеры, которые здорово играют, не проходят по вокалу и хореографии. Так что моя главная сильная сторона в том, что я владею вокалом и у меня есть актерская школа, при этом я могу двигаться. В жанре мюзикла это просто необходимо, как знать таблицу умножения в начальных классах.
Зритель избалован, он привык, что артист должен уметь петь, танцевать и тут же делать кульбит назад. Чем больше ты умеешь, тем ты дороже стоишь, тем ты нужнее, тем ты интереснее режиссерам, зрителям и продюсерам.
— Как подобрать хорошего учителя?
— К сожалению, главная проблема — это педагоги. Попасть к хорошему педагогу — как встретить свою судьбу. Мне очень повезло. Я училась в музыкальной школе, меня оттуда силком забрал мой первый учитель, Павел Гаркуша, который создал свою эстрадно-джазовую студию, после этой студии я поступила в театральный, где мой педагог Татьяна Семеновна Постникова сглаживала мои регистры, что просто необходимо в мюзикловом звучании — микст, когда грудной регистр прекрасно звучит, головной — тоже и между ними нет перехода, он сглажен, как будто певица поет одинаково хорошо — что внизу, что вверху, и создается ощущение, что нет неудобных нот и у нее «беспредельный» голос.
Скажу о наболевшем: моему ребенку сейчас пять лет и я озадачена тем, чтобы отдать его петь. Он прекрасно интонирует, у него замечательное чувство ритма. Многие мои соседи, подруги, коллеги отдали детей в эстрадные студии. Дети приходят, родителям говорят: покупайте костюмы, у нас бесконечное количество конкурсов. Чтобы долго с ними не возиться, в студиях занимаются по чуть-чуть с малышней. Кто талантливый и постарше — тем что-то дают петь. А малышей в студии быстренько записали — и пошли родителям показывать. Родители счастливы, что на память у них есть диск с записью ребенка. А он не научился ничему, зато деньги при этом тратят немыслимые.
Наверное, только методом проб можно найти хорошего педагога. Нельзя поддаваться стадному чувству, идти к педагогам, про которых все говорят: «О, у них именитые ученики!» Это вообще ничего не значит, ерунда. Люди, которые занимаются делом, не будут кричать о себе в СМИ — у них просто не будет на это времени.
— Когда вы будете в Екатеринбурге с гастролями?
— Надеюсь, что буду. Сейчас все масштабные проекты, в которых я принимаю участие, находятся в Москве. Выезжать с ними в другие города очень неудобно и, наверное, нет смысла, потому что в столице они идут с огромным успехом, люди приезжают на спектакли, например на «Анну Каренину».
С проектами поменьше приехать реально, очень надеюсь, что приеду. А в ближайшее время буду просто гостить в Екатеринбурге со своим сыном у родителей. Мы с мужем часто даем концерты, у нас свой бенд. Мы поем и романсы, и джаз, и эстраду — советскую и зарубежную. Нас приглашают и в Екатеринбург. Как только появится свободное время, мы приедем. Я очень люблю город, это мое место силы, мой дом, родные стены, альма-матер, мои педагоги — Андрей Иванович Русинов и Нина Анатольевна Русакова, мои мастера в Театральном институте. Передаю им огромный привет и признаюсь в любви.