Пожалуй, в Екатеринбурге нет ни одного человека, который бы не знал, кто такой Евгений Ройзман. Большинство горожан скажет, что Евгений Вадимович известен как бывший мэр уральской столицы, кто-то вспомнит деятельность фонда «Город без наркотиков», кто-то — прекрасную физическую форму 57-летнего политика и его марафоны. И немногие знают, что Ройзман уже 40 лет коллекционирует предметы искусства, собирает и реставрирует старинные иконы. Созданному им музею «Невьянская икона» в этом году исполняется 20 лет.
Покупатели икон — олигархи и топ-менеджеры
На улице Энгельса в Екатеринбурге есть дом, в котором находятся сразу несколько частных музеев и галерея. Это музей «Невьянская икона», расположенный на втором этаже здания, музей легендарного художника Миши Брусиловского (он временно закрыт, экспонаты «гастролируют» по стране), и галерея «Арт-птица». Здесь же расположены крупная научная библиотека и реставрационные мастерские, где получают вторую жизнь редчайшие иконы. В этом культурном центре часто можно встретить его создателя — экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Здесь он, по его словам, отдыхает душой и пишет научные труды.
— Невьянская икона — это старообрядческая иконопись Горнозаводского Урала. Это очень дорогая икона, которая никогда не писалась на рынок, только под заказ. Покупатели — олигархи и топ-менеджеры того времени, то есть купцы первой гильдии и приказчики частных заводов. Именно частных, потому что металлургию на Урале «ставили» старообрядцы, — рассказывает о своем увлечении Евгений Ройзман.
В свое время вместе с коллективом авторов он издал первый в стране альбом о невьянской иконе, а затем открыл и первый в России частный музей икон. Произошло это еще в 1999 году.
Любовь к искусству привила мама
Когда Жене было два или три года, его мама поехала на зимние каникулы в Ленинград. Этой поездкой ее наградили в педучилище как отличницу и старосту группы. Из Ленинграда студентка привезла художественные альбомы, которые очень любил перелистывать маленький Ройзман.
— В начале 70-х мне попалась в руки книга Солоухина «Черные доски». Художник Глазунов, который там не называется, показал Солоухину, что такое иконы, как они «раскрываются». Эта книга повлияла на очень многих писателей, художников, потому что иконы собирали все. И меня это очень сильно зацепило. Поскольку я много болтался по округе, то видел заброшенные деревни, стоявшие на берегу Режа, Нейвы, Сылвы. В таких деревнях иконы почему-то всегда сносили в одну избу. Я это видел своими глазами, когда мне было 12–13 лет, — вспоминает Ройзман.
Собирать иконы политик начал еще 40 лет назад (тогда ему было всего 17 лет). Через некоторое время он стал «четко видеть иконы, отмеченные одними стилистическими особенностями».
Распятье начальника Севураллага
По словам Ройзмана, сейчас встретить невьянскую икону на рынке — большая редкость. Большинство произведений искусства находятся в музеях или частных коллекциях. Но иногда случаются чудеса. Евгений Вадимович подводит нас с фотокорреспондентом к стеклянной витрине и указывает на небольшую иконку.
— Приехала девчонка, явно не отсюда. Говорит, что ее отец хочет подарить музею невероятно редкую икону. Я начал смотреть, на ней дата выбита — 1811 год. Это действительно очень дорогая и редкая вещица, — восхищается историк.
Посетительница музея рассказала, что ее отец был когда-то начальником Севураллага. По ее словам, в 70-х в лагере произошел побег. Беглецы ушли, и их никто не мог отыскать. По следу заключенных пустили солдат с овчарками, которые набрели на остров, затерявшийся среди болот. Гостей якобы встретили бородатые насупленные мужики в кафтанах. Накормили, отвели в баню, а утром им якобы сказали, мол, уходите отсюда: и беглецов не найдете, и себя погубите.
— Один из солдат, ночевавших в избе, украл эту иконку. Это стало известно, она дошла до начальника Севураллага, и осела у него. Через много лет этот мужчина уехал в Германию — он немец был — там остался, и эта иконка была с ним. И он там тяжело заболел. И его почему-то замучила совесть, понял, что он должен эту иконку вернуть. Прочитал про мой музей, попросил свою дочь привезти икону сюда, — закончил свой удивительный рассказ Ройзман.
БГ — ценитель икон, а Лепс — антиквариата
По словам Евгения Ройзмана, в музее невьянской иконы всегда есть гости. По залу действительно гуляют посетители. Они либо фотографируют экспонаты, либо слушают экскурсовода.
— Ко мне постоянно захаживают звезды. Им интересно, — с удовлетворением говорит Евгений Вадимович.
По его словам, музыкант Борис Гребенщиков — очень внимательный зритель и большой ценитель искусства. Он и Брусиловского сразу понял и оценил, и невьянскую икону. Навещает музей, когда приезжает в Екатеринбург, и «машинист» Андрей Макаревич. Приходит в гости к Ройзману и певец Григорий Лепс, который, оказывается, коллекционирует антиквариат.