В Екатеринбургском театре юного зрителя разгорается новый скандал — после того как там показали постановку «Ревизора» от псковского Театра драмы имени Пушкина, в которой якобы была сцена изнасилования, в театр пришла с проверкой прокуратура. Оказалось, что в зале, несмотря на маркировку 18+, было много детей, чьи родители возмутились происходящим. В результате резонанса в театр для проверки пришла прокуратура. Мы поговорили с известными российскими и уральскими деятелями культуры о том, что они думают о сложившейся ситуации и кого действительно считают виноватыми.
Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической частью ТЮЗа
— Там сцены изнасилования визуально и нет, всё происходит в глубине сцены. Особенность этого спектакля в том, что там не используется камер, крупных планов, а сами артисты работают в глубине. И этого ничего такого там не показали. А когда я читаю, что там показали сцену изнасилования, я просто ухахатываюсь.
Николай Коляда, драматург
— Во-первых, всё это вранье, никаких детей там не было. Даже если случайно зашел один, два или три ребенка, в этом родители виноваты, маркировка была 18+. Вы глазами-то смотрите! Так сейчас заведено, в любом спектакле, даже в классическом произведении, может быть черт знает что. Смотрите на маркировку. Дорогие мои, 14 лет назад я поставил спектакль «Ревизор», с меня всё это началось, и там на первом плане, а не где-то глубоко за сценой, Хлестаков ставит в грязь Анну Андреевну и Марью Антоновну, ставит, извините, раком. И тоже совершает над ними какое-то насилие, они визжат и кричат, а потом в белых платьях лежат в грязи. Просто приезжает подлый мерзавец из Москвы и издевается над провинциалами. Мы тысячу раз играли этот спектакль, никто не вякал, никто не квакал. И никакая прокуратура к нам не приходит, и пускай только попробуют придут. Я художник, и никакой цензуры у нас нет, отвалите от меня все, что хочу, то и делаю. Маркировка стоит, если вы дураки слепые и не видите, это ваши проблемы. Какую-то чушь развели на пустом месте.
Борис Грачевский, кинорежиссер и сценарист
— Мне трудно судить, я не видел сам спектакль, это первое. Вполне мог быть абсолютно идиотский спектакль, в котором ничего нет, могли взять произведение, которое учат в школьной программе, и изуродовать его какими-то «остренькими» сценами. Но то, что в зале оказались дети, — нужно обращаться не к театру, а к контролерам и тем, кто этим занимается. Они ведь поставили ограничение 18+, поэтому театр не виноват. Проверять нужно не их, а контролеров.
Олег Богаев, драматург
— Прокуратура должна заниматься своими делами. Если стоит маркер 18+, то, конечно, не надо пускать туда людей возраста меньше. Мы же неспроста пишем такие маркеры. Когда-то я тоже ставил спектакли, подключались какие-то союзы ветеранов, комитеты защиты детей, все эти странные люди. И вместо того, чтобы заняться реальными проблемами, например педофилами на улице (как на Уктусе была история), они ходят по театрам. А всем этим добрым людям надо просто заниматься реальными делами. Ходить по улицам, помогать МВД, но по театрам ходить — это недостойно. С другой стороны, надо разбираться, почему допустили туда детей. Пускай воришек и педофилов ловят, в общем.
Как вы считаете, кто виноват в скандале вокруг ТЮЗа?
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU