Пятая Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет в Екатеринбурге с 12 сентября по 1 декабря. Главная тема этого года — бессмертие. Основной проект разместится сразу на двух площадках — Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) и в кинотеатре «Колизей».
В биеннале приняли участие более 70 художников из 23 стран, среди них — известные во всем мире Карлос Аморалес, Кристина Лукас и Адриан Пайпер. Особенностью выставки этого года стало то, что впервые около трети участников основного проекта — художники из России. Среди них — Александр Шишкин-Хокусай, Иван Петрокович и Устина Яковлева.
Куратором Уральской биеннале 2019 года стала Шаоюй Вэн. Проекты китаянки можно увидеть по всему миру — от Франции до США. В 2017 году она стала лауреатом премии Visionary Awards, также на ее счету еще одна престижная награда — премия Лоренцо Боналда. Сейчас Шаоюй занимает должность куратора в Музее Соломона Гуггенхейма (Нью-Йорк). Интервью с ней вы можете прочитать здесь.
Мы прогулялись по залам основного проекта биеннале и готовы показать, что вас ждет на выставке в этом году.
Презентацию основного проекта провели комиссар биеннале Алиса Прудникова и куратор проекта Шаоюй Вэн.
На УОМЗ производят продукцию военного назначения. При этом многие художники, которым предлагали принять участие в выставке, придерживаются антимилитаристских взглядов. Поэтому во время переговоров с художниками куратор биеннале Шаоюй Вэн уделяла особое внимание истории завода.
— Я бы сказала, что понимание милитаристского контекста — это обязательное условие участия в биеннале для художников. Иногда во время переговоров возникали непростые моменты, тем не менее пока никто не отказался от участия. Но если бы вдруг это произошло, то я бы поняла, — рассказывает Шаоюй Вэн.
Несмотря на то что в этом году основной темой биеннале стало бессмертие, оно не является темой всех произведений.
— Мы бы не хотели загонять художников в тесные рамки, помещать их в коробочку «главной темы». Поэтому художники могут и будут отходить от нее. Бессмертие станет отправной точкой, которая приведет к новым идеям, — объясняет куратор биеннале.
Шаоюй Вэн призналась, что со многими из российских художников она бы хотела поработать в будущем.
Некоторые работы были сделаны специально для биеннале, некоторые — воспроизведены и адаптированы под площадки.
До этого были фото программы резиденций, а теперь — основной проект.
Выставка заняла более 10 тысяч квадратных метров и разместилась на двух этажах производственного цеха. Всю технику перед биеннале демонтировали.
— В этот раз мы говорим о бессмертии с разных точек зрения — биологов, генетиков и т. д. Также нам интересно цифровое бессмертие. Все это можно увидеть в пространстве завода, которое насыщено интересной историей. Для нас важно, что мы смогли доказать, что на самом деле возможно все. Даже сделать выставку на территории действующего завода, — сказала Алиса Прудникова.
Для того чтобы попасть на завод, все зрители должны иметь с собой паспорт. Из-за особенностей пропускного режима вся публичная программа биеннале будет проходить на второй площадке основного проекта — в кинотеатре «Колизей». Она начнется 12 сентября.
На выставке будут работать медиаторы, которые проведут экскурсии для посетителей.
— Это поможет всем зрителям глубже понять суть проекта, — добавила Шаоюй Вэн.
Общий бюджет Уральской индустриальной Биеннале в этом году составил 76,7 млн рублей. Эту цифру озвучила Алиса Прудникова. Во время предпоказа для СМИ организаторы выставки не успели установить таблички с именами авторов арт-объектов и их названиями. Скорее всего, их готовят к официальному открытию.
На втором этаже завода можно увидеть программу арт-резиденций и образовательный (исследовательский) проект биеннале, а на пятом — основную программу.
В этом году подготовка основного проекта биеннале затянулась. Журналистов долго держали на лестнице перед входом. Охрана не пускала в помещение, где находится основной проект, даже регионального менеджера биеннале.
В 2017 году художники разместили свои экспозиции и инсталляции в цехах бывшего Приборостроительного завода на берегу Городского пруда. Как выглядел завод до того, как его отдали на растерзание художникам, можно посмотреть в нашем большом фоторепортаже. До этого выставку организовывали в стенах гостиницы «Исеть».
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU