Музыкант Саша Гагарин уверен, что Екатеринбург — столица российского стрит-арта. Более того, он сам имеет прямое отношение к некоторым известным проектам уличных художников. Фронтмен группы «Сансара» провел нам свою экскурсию по любимым местам Екатеринбурга. Мы продолжаем наш совместный проект с Музеем истории Екатеринбурга.
История человека, который повзрослел
Две девушки делают селфи на фоне глухой стены дома № 24 на улице Пушкина. На ней год назад «поселился» рисунок Ромы Бантика. Съемка затягивается.
— Девушки, а можно мы тоже сфотографируемся, — спрашиваю я у горожанок. И тут подходит Саша. Уже через 20 минут одна из девушек выложит свой снимок на фоне граффити в Инстаграм и расскажет своим подписчикам, что встретила на улице автора этой строчки Гагарина, и что теперь уж точно — «мы станем лучше».
— Граффити посвящены нашему последнему альбому «Мы станем лучше». Это пластинка — история условного героя, который переживает свое взросление. Работу делал наш хороший знакомый, художник Рома Бантик. Поддержали нас и представители фестиваля «Стенограффия». Стену нам согласовали очень быстро. Эскиз Рома тоже сделал достаточно быстро. Я наблюдал, как он создавал работу, и не вмешивался. Радует, что прошло уже больше года, а люди до сих пор обращают на нее внимание, фотографируются. И еще радует, что граффити в целости и сохранности, не «забомбили», хотя мы рассчитывали, — улыбается Саша.
Музыкант работал не только с Ромой Бантиком, но и с Тимофеем Радей. После Сашиной песни художник сделал проект с птицами в клетке. Гагарин считает, что творчество многогранно, а заниматься каким-то одним из его видов — скучно.
— Я и учился в художественной школе, и впоследствии постоянно был где-то рядом с художниками. Этим летом с удовольствием принял предложение принять участие в совместном проекте с 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая открывается 12 сентября. Объект «Сансары» называется Immortality. Бессмертие — заявленная тема биеннале в этом году. Наш арт-объект — звукоизоляционная кабина со своим звуко- и видеорядом. Мы специально ездили в Тулу, занимались филд-рекордингом, так называемой полевой записью. Записывали звуки тульских заводов. Над проектом вместе с «Сансарой» работал Рома Бантик и московская видеоарт-художница Kate Pravda. А уже сегодня мы выступаем на фестивале «Ура! Урал!», приходите, — рассказывает о своих ближайших планах Гагарин.
Клуб по интересам
Небольшое подвальное помещение на улице Воеводина — еще одна веха в личной истории лидера «Сансары». Здесь последовательно располагались несколько клубов, в которых Саша работал.
— В двухтысячных, после первой волны славы, у «Сансары» особо не было концертов. Это был период абсолютного безденежья и уныния. Было непонятно, куда двигаться дальше. Поэтому когда меня пригласили работать в баре «2КУ», я ни минуты не раздумывал, — с нотками грусти в голосе вспоминает Александр.
Гагарин стал проводить в баре концерты и вечеринки и именно там познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на дальнейшее творчество «Сансары».
— Я вышел на первую официальную работу в 29 лет. До этого занимался музыкой. Мне все говорили, что времени на творчество теперь не будет. Я так испугался, что почти сразу записал альбом «Пожары» вместе с моим другом, преподавателем Сергеем Даниловым. В этом альбоме нет ни одной моей песни, — говорит музыкант.
В «2КУ» отыграли одни из первых своих концертов такие известные теперь коллективы, как «Обе две» и Alai Oli. Именно здесь появилась традиция, что «Курара» ежегодно выступает 1 января. Вообще с баром у Саши связано настолько много историй, что можно о них говорить целый день.
— Каждый вечер у нас проходили концерты, а потом, часов с 11–12 ночи начиналась вечеринка. Это было небольшое полуподвальное помещение, где всегда стоял дым коромыслом. Сейчас вообще сложно себе представить, что кто-то курит в заведении, — рассказывает Саша.
Со временем «2КУ» поменял собственников, название, формат работы, но не Сашу. В «Горностае», названном в честь проекта Ильи Лагутенко, Гагарин работал еще довольно продолжительное время,
— Я вошел в клубную тусовку довольно поздно, почти в 30 лет. Что, если честно, радует (смеется). Голову уже не сносит. И именно в этот период жизни действительно осознал и полюбил Екатеринбург, принял его и стал его частью, — признается Александр.
Кто мы, откуда, куда идем
Саша часто оказывался в сквере возле Театра драмы еще до того, как он стал самым известным сквером в России.
— Мне самому достаточно тихого, насыщенного внутренней жизнью дворика на районе, пешей прогулки по не самым очевидным, нетуристическим улицам. И если честно, чаще всего я задумываюсь о значимых местах своего города в тот момент, когда оказываюсь гидом для друзей, приезжающих к нам. Поэтому Драма — это очень удобно. Здесь открывается отличный вид на город. Видно надпись уличного художника Тимофея Ради. Тут же «Ельцин-Центр». Как правило, гости города, которые в нем не были, обязательно хотят туда зайти. А прогулки по здешнему скверу с недавних пор стали вдвойне приятным, а главное, обязательным делом, — улыбается Гагарин.