Даже если вы никогда не ходили в оперу и вообще не видели ни одного спектакля в своей жизни, о Jesus Christ Superstar вы точно слышали. А все из-за скандалов вокруг постановки, которая, между прочим, была поставлена на Бродвее еще в начале 70-х.
Наверное, больше всего рок-опере «досталось» в России. Ее пытались запретить в 2012, 2015 и 2016 годах. В последнем случае это удалось, тогда «Иисус Христос — суперзвезда» собирались показывать в питерском театре «Рок-опера», но у православного общественного движения возникло много претензий к постановке, хотя с религией первоначальная версия оперы связана не была.
Стихи для первого Jesus Christ Superstar написал Тим Райс, а музыку — Эндрю Ллойд Уэббер. Все это сохранилось в постановке пермского «Театра-Театра», который приехал на гастроли в Екатеринбург.
Пермяки — единственные, кто поставил Jesus Christ Superstar по лицензионному соглашению, поэтому вся музыка и стихи оригинальные. Договаривались об этом три года: правообладатели предъявляли жесткие требования к артистам и их вокальным данным, к оркестру. Так что выступать с оригинальной музыкой и стихами доверили только тому составу, который и привез рок-оперу в Екатеринбург.
Первый показ (и первый выезд постановки за пределы Перми) прошел 17 июня во Дворце молодежи.
Художественный руководитель театра Борис Мильграм признался E1.RU, что екатеринбуржцы встретили постановку так, как он и ожидал. То есть хорошо. А вот о возможных протестах и попытках запретить рок-оперу Борис Мильграм даже не думал.
Он уверен, что никакого оскорбления чувств верующих тут быть и не может, потому что речь в их постановке, как и в оригинале, совсем о другом.
— Уэббер не писал про православие, он не писал и про католицизм. Он писал про людей, про веру, про предательство, про связь, про близость, про любовь. Только про это. И мы в общем находимся абсолютно в этой версии, — объяснил E1.RU Борис Мильграм.
Как-то заспойлерить постановку невозможно, потому что все знают, с чего началось и чем закончилось, вот только тут до хеппи-энда с воскрешением не дошло. Все начинается с того, как Джизус приходит в Иерусалим, и заканчивается его смертью на Голгофе.
Иуда здесь центральный персонаж, у которого вокальных партий едва ли не больше, чем у Джизуса. Сам Джизус при этом не пляшет и не выглядит клоуном, что и могло бы оскорбить чувства верующих.
Джизус каноничен. Он сомневается, страдает, пытается помочь людям, разочаровывается в них и страдает еще сильнее. Если в первом акте три года для него как 30, во втором — уже как 90.
А вот зло, которое должно быть в каждой истории, здесь — люди. Причем не столько те, кто пытался поймать и казнить Джизуса, сколько те, кто за ним шел, воспринимал его как суперзвезду и называл царем, а потом столь же громко требовал распять.
«Ты ведь чем хорош — за меня умрешь», — поют они. И так, собственно, и происходит.
Рок-опера Jesus Christ Superstar определенно стоит того, чтобы ее услышали и увидели. Это не просто нашумевшая скандальная постановка, а отличная работа оркестра и артистов, которая в исполнении пермяков становится еще сложнее тем, что поют они попеременно то на русском, то на английском.
Для зрителя это происходит практически незаметно: все понятно, все слышно, а для тех, кто хочет разобрать каждое слово, — огромные субтитры на экране на русском языке.
Сегодня, 18 июня, пермский «Театр-Театр» покажет рок-оперу еще раз, а потом уедет с постановкой в Тюмень. Так что у екатеринбуржцев есть шанс попробовать разобраться, почему Иисус Христос — суперзвезда.
А пока показываем самые яркие кадры, сделанные во время показа рок-оперы.
Чем еще заняться по вечерам на этой неделе, рассказываем в этом обзоре.
Фото: Евгений ЛОБАНОВ / E1.RU