Уральский писатель Алексей Иванов — автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови», «Тобол», «Ёбург» — снялся в популярной программе Юрия Дудя «вДудь».
Писатель и ведущий говорили о книгах, 90-х и России. Встретились они не в Екатеринбурге и вообще не в России, а в Манчестере. Этот город Иванову нравится своим индустриальным наследием, и он называет Манчестер небесным Челябинском.
— Почему Челябинск не такой, почему, когда приезжаешь туда, там все иначе? Почему, когда сюда приезжаешь, здесь нет ощущения безнадеги? — спросил Дудь.
— Потому что Россия не такая, как Англия. Россия не интересуется собой, она не пытается себя узнать. Переосмыслить на уровне нового времени и то богатство, которое есть в России, оно не работает. Я думаю, что виновата нация.
— У вас есть самый нелюбимый город в России?
— Есть, но я бы не хотел его называть, там все-таки люди живут (Дудь предположил, что это Москва, но Иванов сказал, что это не тот город).
Писателя спросили, где он живет, но Иванов не сказал, он объяснил, что людей, которые живут за границей, называют предателями, а тех, кто живет в провинции, «считают лохами», поэтому он не хочет делать выбор. Но ответил, что это не Пермь и не Москва.
— Самые известные сублимации России — балет, космос и спорт — это то, чего государство не может достичь в экономическом развитии и социальном устройстве, но хочет получить эмоции от нации, как будто это достигнуто, — рассказал Иванов. — Хочется чувствовать себя великой нацией, но для великой нации надо, чтобы у всех были теплые сортиры.
Юрий Дудь спросил его: 90-е — это кайф или отстой? И Иванов стал вспоминать, что в 90-е он учился в университете и зарабатывал тем, что водил в походы трудных подростков. Для него это было некомфортное время.
— Этим подросткам я говорил, что мне на них наплевать — моя задача привезти обратно снаряжение. После этого появлялось подобие дисциплины, — вспоминает Алексей Иванов. — Я и сторожем работал на бисквитной фабрике. Сидел на вахте и заглядывал в сумки работницам, проверял, не выносят ли они чего. Мне неудобно было заглядывать, они меня подкармливали за это.
— Бывало ли, что вы теряли рукописи?
— Да, в первой половине 90-х, когда я писал «Географа» [«Географ глобус пропил»], я дважды терял рукопись. Когда я работал сторожем, я оставил в ящике и уборщица выбросила, подумала, что тетрадь исписана и не нужна, а второй раз у меня украли вместе с сумкой. И я писал «Географа» в третий раз.
— Вам понравилась экранизация? (главную роль сыграл Константин Хабенский. — Прим. ред.)
— Да.
— Книга «Общага-на-Крови» — это аллюзия на Россию?
— Изначально да. Это аллюзия на жизнь в целом.
— Будет ли когда-нибудь в России не тоскливо?
— Не знаю, я перспектив особых не вижу.
Юрий Дудь спросил, какие три главные вещи, которые не нравятся Иванову в России. И тот ответил: коррупция, несвобода и почитание власти. Он считает, что у нас нет демократии и многие вещи в стране имитационные.
— У вас были моменты невероятного разочарования в том, что происходит в России?
— Отчаяния не было, но разочарование было. Когда я понял, что мы возвращаемся обратно в Совок — это произошло лет 5–6 назад, и нация это одобряет.
— Что вам не нравится в советской жизни?
— Я очень хорошо отношусь к Советскому Союзу — для меня это солнечная сторона моего детства. Когда я был ребенком, я чувствовал себя в безопасности, но было плохо то, что за меня все решили. Я, конечно, думал, куда мне стоит поступать, но дальше все шло по колее. Мне вообще кажется, что нация всегда должна быть недовольна государством и властью — это норма. Это не потому, что власть плохая — так положено в нормальном обществе. Если всем довольны, то нам некуда развиваться. Мы всегда должны быть недовольны своим образованием, своим финансовым положением, моральным обликом и властью.
Писатель рассказал и о том, как снял свое имя из титров фильма «Тобол». По словам Иванова, он был автором сценария, но отстоять свою точку зрения на то, как должен выглядеть фильм, не смог:
— Поэтому я ушел и снял свое имя из титров, мне не понравилось, как перелопатили сценарий, в какую туфту его превратил режиссер Игорь Зайцев. Если судить по фильму, то и сериал будет весьма далек от того сюжета, который я придумал. Я сделал вывод, что больше никогда не буду писать сценарии, и тотчас же свое решение нарушил.
Над сценарием какой картины работает сейчас, Иванов не сказал. Зато ответил на вопрос, почему герои его книг много пьют, и вспомнил свою самую огненную пьянку.
Алексей Иванов также рассказал, что у него один источник дохода — его романы, конвертировать в деньги их можно по-разному.
— Я деньгами практически не занимаюсь, стараюсь свою жизнь полностью освободить от того, что мне не нужно. Не занимаюсь одеждой — этим занимаются стилисты, не занимаюсь деньгами — этим занимается продюсер, не сижу в соцсетях, не бухаю, не тусуюсь. Занимаюсь только тем, что мне нравится — пишу романы.
Сейчас идет работа над экранизацией исторического романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». Не так давно стало известно, что по книге Иванова «Вилы», в которой рассказывается история поднятого Емельяном Пугачевым бунта, снимут восьмисерийный драматический сериал и документальный фильм. Права на экранизацию приобрела компания Star Media, которая сейчас экранизирует роман «Сердце Пармы».
Также ранее мы писали, что Иванов раскритиковал картину «Тобол», снятую по его одноименному роману, а еще публиковали большое интервью с писателем — в нем он говорил о новом мэре Екатеринбурга и о храме на Драме.