Екатеринбурженка Наталья Дмитренко за полтора года узнала имена 1 349 своих родственников. Среди них — инициатор строительства при УрГУ единственной на Урале астрономической обсерватории (Коуровской) Клавдия Бархатова и Николай Бархатов, один из бывших владельцев Дома Метенкова, где сейчас работает фотографический музей его имени. Наталья рассказала E1.RU, как ей это удалось. Возможно, ее история поможет найти родственников и вам.
Наталья — участница проекта «Лаборатория воспоминаний», которую продвигает Музей истории Екатеринбурга. Участники вспоминают, как менялись город и его жители, а лучшие выпускники «Лаборатории» получат грант на издание тиража собственной книги.
Серьезно исследовать свою родословную Наталья начала, когда ее двоюродная сестра Марина нашла в одном из исследовательских журналов статью «Бархатовы из Нязепетровска», заинтересовалась ею и попросила у редакции контакты автора. Фамилию Бархатовых по прямой линии в последний раз носила бабушка Натальи.
Автор статьи — Нина Бархатова — оказалась дальней родственницей сестер, живущей в поселке Рефтинском, лауреатом медали Российской генеалогической федерации «За вклад в развитие генеалогии и прочих специальных исторических дисциплин» 2-й степени, членом Уральского историко-родословного общества.
— Мы приехали к ней в гости. Она нам дала часть материалов про наших родственников, которые собрала, и показала книгу «Нязепетровский завод и его жители в документах XVIII–XX веков», — вспоминает Наталья. — На одной из страниц я обнаружила фотографию моего прадеда Василия Бархатова, отца той самой бабушки.
По словам Натальи, Василий Бархатов был рабочим на Нязепетровском заводе, на станции Шарташ в Екатеринбурге он был сожжен белыми. Его сын Александр — революционер, который устанавливал советскую власть в Нижнем Тагиле, Нязепетровске и других уральских городах, по словам Натальи, лично встречавшийся с Лениным. Александр вспоминал, что отца арестовали в 1918 году, во время Гражданской войны, в период боев с чехословаками и белогвардейцами под Нязепетровском. В 1919-м при отступлении из Екатеринбурга колчаковцы посадили арестованных в железнодорожные вагоны и подожгли их, в том числе Василия Бархатова.
На мемориале участников революции и гражданской войны, расположенном на Ивановском кладбище,есть упоминание о Василии Бархатове: «Член Нязепетровского совета, революционер-подпольщик, зверски казнен белыми на ст. Шарташ».
В 1917-м у Александра родилась дочь Клавдия. Она стала известным ученым, «звездным профессором», как ее называли, изучала рассеянные звездные скопления. Семья Бархатовых переехала в Свердловск в 1930 году. В 1941-м Клавдия окончила физмат УрГУ, а в 1951–1953 годах была его деканом.
«…С 1956 по 1958 год Бархатова занималась исследованием знаменитого РЗС NGC 188. Особенностью данного скопления являлась его большая удаленность от плоскости Млечного Пути, обилие звезд, что могло свидетельствовать о его значительном возрасте. Исследование Бархатовой подтвердило это предположение. Скопление NGC 188 оказалось самым старым из изученных на конец 60-х гг. Согласно теории звездной эволюции, старые скопления не могут содержать горячие звезды. Клавдия Александровна их обнаружила. Спустя много лет ученые обратили на них внимание и назвали их «голубые бродяги», — пишет в своей статье доцент кафедры астрономии, геодезии и мониторинга окружающей среды УрФУ Татьяна Левитская.
По данным Левитской, в 1960-м при УрГУ усилиями Бархатовой была восстановлена кафедра астрономии и геодезии. Бархатова заведовала ей с 1960 по 1986 год и организовала строительство первой на Урале и самой восточной в Европе астрономической обсерватории. Сейчас это научное учреждение носит ее имя.
Наталья говорит, что уже слышала от родных, что Клавдия Бархатова — ее двоюродная тетя, но с интересом узнала и о других своих предках. После этого женщина стала интересоваться родословной еще активнее.
— Я не очень люблю социальные сети, но стала в них появляться, потому что поняла: там тоже можно обнаружить информацию о семье, — рассказывает она. — Зашла в группу Нязепетровска, нашла раздел со старыми фотографиями, а там — снимок с подписью «Бархатовы». Его выложила Вера Стахеева, которая оказалась моей дальней родственницей, также увлекающейся родоведением.
У Веры были копии выписок из метрических книг (это книги при церквях, в которые заносились имена всех родившихся, женившихся и умерших) их родственника Владимира Бычкова. Копии читались не очень хорошо, но Наталье удалось составить из них поколенную роспись, куда были вписаны более 1 349 человек из рода Бархатовых.
— После того как сделана поколенная роспись рода, в ней можно увидеть родственников и понять твое место в ней, — говорит Наталья. — А о том, что один из моих предков был владельцем Дома Метенкова, я узнала через интернет. Фамилия редкая, и, когда ищешь что-то, информация сама идет к тебе в руки. Николай Бархатов был троюродным братом моего родного прадеда по линии мамы.
На выставке в Доме Метенкова Наталья узнала, что Бархатов из Красноуфимска стал владельцем усадьбы в 1870 году, а продал ее — перестроенную — в 1895-м. Эту информацию она подтвердила в Госархиве Свердловской области.
— Перестраивает усадьбу во многом именно Бархатов. Дом увеличивается за счет северо-восточного пристроя, добавляются новые строения. Здание приобретает замкнутый характер, — рассказывает Наталья. — Именно по инициативе Николая Архиповича одноэтажный деревянный дом, возведенный в первой половине XIX века, превращается в полукаменный. Происходит это, вероятнее всего, в 1882 году, тогда же у здания появляется еще один этаж, а во дворе — баня. В 1895-м усадьбу выкупает невеста Метенкова.
Ранее мы показывали раритетные фото с выставки «Свердловский авиаотряд» в Музее истории Екатеринбурга. Она посвящена летчикам, бортинженерам, штурманам, бортпроводникам и авиадиспетчерам. На одном из снимков — бортпроводница, которая играла на аккордеоне прямо в самолете!
Фото: Максим БУТУСОВ / E1.RU; архив Натальи ДМИТРЕНКО