Заходишь в мастерскую к Катерине Нежуриной, а на тебя со стены смотрят десятки огромных детских глаз. Сначала ахаешь: «Как круто!», а потом вглядываешься — и становится немного жутко. В глазах этих детей на картинах, кажется, вся боль мира.
— Друзья говорят, что у меня все герои с каким-то надрывом, просят нарисовать кого-то веселого, — говорит художница Катерина. — Но они получаются такими. Вот этот рыжий парень, например, — это моя собака породы фокстерьер. Однажды я подумала, как бы она выглядела, если бы была человеком. И появился он. А вот эту индийскую девочку я нарисовала, когда собака погибла, её сбила машина.
Со стены глазами, полными слёз, смотрит девочка с красной точкой на лбу. Кажется, через секунду по её щекам покатятся крупные капли.
— А эта бабушка — несбывшаяся балерина, — говорит художница, снимая плёнку с другой картины. На ней изображена морщинистая старушка, из головы у которой проросли белые перья. — Я бы хотела подвигнуть людей не тратить жизнь на то, чего они не хотят. Чтобы, как эта бабушка, они потом не жалели о том, что они побоялись или постеснялись сделать.
Это картины, нарисованные не красками, а пастелью и пластилином. Катерина говорит, что ей важно в процессе чувствовать картину пальцами. Первую такую работу из пластилина она сделала несколько лет назад и подарила родителям на день свадьбы. С тех пор в её студии повсюду коробки с липкой массой.
— Всегда хотела красками рисовать, но я ими не умею, не получается передать то, что в голове. Ведь там кистью рисуешь, а мне надо чувствовать, что я делаю, — объяснила девушка. — Сначала делаю набросок карандашом на плотной поверхности, а потом заполняю пластилином. Смешиваю разные цвета, как и в красках. На лицах получается совсем тоненький слой — меньше миллиметра, там, где нужна сплошная заливка, слой потолще — миллиметра два. Пластилином легко рисовать — если что-то не нравится, я сдираю ножичком и заново рисую. Некоторые картины — по нескольку раз. Иногда откладываю, когда совсем не получается. Главное, чтобы руки были сухие и теплые. Зимой иногда даже приходится специально наливать кружку чая и греть об неё руки.
Среди героев Катерины есть и известные люди — например, футболисты Мохамед Салах, Поль Погба, Лионель Месси. Но в основном это несуществующие персонажи с чертами тех, кто встречается Катерине в жизни — на улицах Екатеринбурга, на занятиях в её студии.
— Я рисую даже не портреты, а именно лица, эмоции, — говорит она. — Первым прототипом послужил мой ребёнок, у него в жизни такие огромные глазищи, как-то они меня зацепили, а потом и у остальных героев тоже стали появляться такие глаза. Некоторые портреты — это герои книг. Например, моя любимая книга — «Монгол» Тейлора Колдуэлла. Меня очень вдохновляет история человека, который стал вождём в 15 лет, повёл за собой всех. Одним из первых я нарисовала его, представила, как бы он выглядел в детстве.
На улицах меня всегда цепляют лица людей, я в них прямо впиваюсь взглядом, могу сфотографировать того, кто меня зацепил. Потом воплощаю их в картинах, но частично — могу, например, нарисовать только глаза или только нос. Нос, кстати — это тоже очень выразительная часть лица. Они у всех разные.
На стеллаже у Катерины десятки коробок с обычным детским пластилином. Говорит, что иногда приходится покупать несколько коробок только ради чёрного и белого цветов, потому что они быстрее всего заканчиваются.
Кроме занятий собственным творчеством девушка ведёт уроки с детьми и планирует начать заниматься с пожилыми в доме престарелых. Тем, кто постоянно мнёт что-то в руках (а таких среди бабушек и дедушек много), должен понравиться такой способ рисования.
— Люди по-разному реагируют на мои картины. Кто-то говорит: «Ужас какой-то!», но меня это не обижает, — призналась художница. — Я рисую, потому что мне это просто необходимо. У меня возникает чувство безопасности в процессе рисования, я от всего отключаюсь. Когда долго не получается рисовать, у меня наступает какая-то тревожность. Мне кажется, когда человек рисует, он перестаёт быть одиноким. Он становится самим собой, ни перед кем не красуется. Процесс важен больше результата.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU