– Выходите сейчас на улицу, идите вдоль забора, потом налево, в дырку, там увидите ворота… – так нам объясняют путь до павильона, в котором Алексей Федорченко снимает фильм по мотивам автобиографической повести Михаила Зощенко "Перед восходом солнца".
Рядом со входом в четырёхэтажное кирпичное здание на территории ГТРК валяются доски и фрагменты декораций, внутри тоже всё заставлено фанерными элементами, которые когда-то были и, возможно, ещё будут использованы в фильмах.
Лента будет называться "Последняя Милая Болгария". Команда отсняла уже 90 минут фильма, осталось ещё минут 30.
В небольшом помещении построены стены госпиталя времён Первой мировой войны. Именно там происходит действие одной из сцен – когда Зощенко приезжает читать свои произведения перед пациентами. В кадре – скамейки, на которых сидят больные, перед ними – сцена, на неё выходит писатель.
– Это выступление писателя в госпитале в 1923 году в Петрограде, – рассказал E1.RU Алексей Федорченко. – Мы снимаем фактически всю историю Зощенко с его рождения. Основное действие фильма происходит в 1943 году в Алма-Ате.
Смены у актёров проходят через день. Нужно успеть смонтировать декорации, которые постоянно меняются. Интересно, что их делают не из фанеры, а из сухих стеблей камыша – их туго связывают между собой, укрепляют специальным раствором и строят стены. Ненужные куски такого материла легко можно отпилить, на съёмочной площадке постоянно идут строительные работы, а один из самых часто используемых инструментов – стремянка.
– Это ноу-хау, – смеётся режиссёр. – С такими декорациями снимал Эйзенштейн в 1943 году "Ивана Грозного" в Алма-Ате. Тогда же фанеры не было. Мы решили тоже вернуться к такому способу. Скупили практически весь урожай камыша прошлого года по всей стране!
С помощью камыша в этом же павильоне уже отстраивали Дворцовую площадь, а позже здесь будут снимать сцены битвы Первой мировой войны. Как получится сделать это в небольшом помещении – пока сложно представить, но члены съёмочной команды уверяют, что без труда справятся.
– С помощью кино можно делать удивительные вещи! – говорит технический директор Владимир Шаров. – Смотрели фильм "Адмирал"? Там, например, крупно снято колесо паровоза, ещё какие-то детали – настоящий они не смогли найти, выходили из ситуации так. Некоторые люди, когда видят процесс съёмки кино, разочаровываются – столько обманов!
С Алексеем Федорченко Владимир работает с 1996 года. А в этот съёмочный день он отвечает за глубину кадра, которую создают с помощью киношного дыма. В итоговой картине зритель не увидит дым, но, если убрать его, картинка будет плоская, как в телепередаче.
– Дым пускаем с помощью дымовых шашек. Внутри каждой – специальный порошок, его поджигаем газовой горелкой, – объясняет технический директор. – На одну смену уходят две-три шашки. Дым нужен для создания перспективы, эффектов тумана, "смягчения" изображения. Ещё очень красиво, когда лучи проникают через дым.
Весь отснятый материал Владимир принимает на флешках после каждой смены и копирует их содержимое на жёсткий диск. Всё отснятое хранится на RAID-массивах – специальных устройствах с несколькими жёсткими дисками. Если даже один диск вылетает, его можно заменить на новый, на котором восстановятся все данные, ничего не теряется.
– Мы используем "райды" пятого уровня – в них находятся пять дисков общей ёмкостью на 16 терабайт, – рассказал технический директор.
99 процентов актёров в фильме – местные, из Екатеринбурга. В главной роли – актёр "Коляда-театра" Константин Итунин. Он признался, что роль Зощенко подошла ему по психотипу, а сложнее всего играть любовные сцены.
– Роль даётся несложно, по психофизике она мне идеально подходит, – рассказал Константин E1.RU. – Это уже третьи мои съёмки у Алексея, для меня это очень интересно, но пока сложно. Какие-то нюансы только сейчас начинаю узнавать – например, на крупном плане лучше не моргать, куда лучше смотреть. Сейчас снимали сцену, где мне нужно несколько секунд стоять и молчать, при этом меня снимают крупным планом. Сложность в том, что у меня нет партнёра. Я сейчас смотрел как будто на зрителей, но на самом деле – на чью-то пуговицу, в пустоту, в одну точку, в угол камеры... У зрителя будет ощущение, что я смотрю собеседнику в глаза, но я только представляю партнёра, когда говорю текст.
– Какая сцена была самая сложная?
– Самая сложная ещё впереди. Мне трудно сыграть любовь, поцелуи и прикосновения с незнакомым человеком, при этом не быть характерным, а оставаться искренним. Раньше я не обращал на это внимания, когда смотрел кино, а сейчас постоянно вижу, насколько это тяжело даётся артистам. У нас уже были объятия и прикосновения, для меня это было сложно, но поцелуй ещё впереди – как там будет, я не знаю. Не боюсь, но волнительно.
Свой первый съёмочный день Константин запомнил надолго.
– Представляете, я пришёл сюда в первый съёмочный день, здесь была отстроена красивая улица XX века, всё как в сказке, сверху льёт дождь… Я думаю: "Неужели это всё ради меня?" Мне всего лишь надо было пройтись по улице под дождём! – эмоционально говорит Итунин.
– Как удаётся совмещать театр и кино? Николай Коляда легко отпускает на съёмки?
– Николай Владимирович не ругается, потому что он знает, что я у хорошего режиссёра снимаюсь. Если б это был какой-то дурацкий сериал, то он бы, наверное, запретил. Алексей – требовательный режиссёр, но работать с ним легко и комфортно.
Большинство сцен "Последней Милой Болгарии" снимаются именно в Екатеринбурге. Часть сняли летом на стадионе в Первоуральске, там воссоздали казахский рынок. В мае актёры ещё раз выйдут на улицу – сыграют пару сцен в цветущих яблоневых садах. Бюджет фильма – около 1,5 миллиона долларов. Из них треть выделило государство, остальную часть приходится искать самостоятельно.
– Доллар подскочил, цены выросли, приходится придумывать что-то, чтобы уложиться в смету, но не в ущерб качеству, – рассказал Федорченко. – В Москве такой фильм стоил бы в два раза дороже. Монтаж у нас будет сложный, планируем применить новый метод. Какой именно – пока не могу сказать, но там будут эффекты, которые раньше у нас не использовались. Обычно я сам монтирую, но сейчас этим будет заниматься приглашённый специалист, придётся ему многое доверить.
В "Ангелах революции" у Федорченко были вставки с анимацией, в этот раз фильм тоже снабдят необычными эффектами, но не мультяшными, а сценами с куклами. Закончить съёмки планируют в начале марта. Потом будет долгий период монтажа, и увидеть готовую картину зрители смогут в начале 2019 года.
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU