«Сансара» — одна из самых успешных молодых уральских групп. Они «выстрелили» в 1997 году, сначала влюбив в себя молодёжь Екатеринбурга, а потом громко заявив о себе со сцены «Нашествия». Продюсированием первого альбома занимался сам Владимир Шахрин. В 2017 году им исполнилось 20 лет.
За прошедшие годы состав коллектива полностью изменился, никуда не ушёл только лидер и автор песен Александр Гагарин. В его жизни тоже произошли большие перемены. Мы поговорили с Сашей о музыке, путешествиях, дочке и многом другом.
— За последние две недели в Екатеринбурге прошла какая-то вереница юбилейных концертов в честь 20-летия групп. Это «Ленинград», «Би-2», «Пилот», «Чичерина», вот теперь вы. Что такого случилось 20 лет назад?
— В большинстве случаев это попытка найти повод для концертов. Такая, скорее, коммерческая история. Обычно говорят: «На юбилей люди пойдут…». А в нашем случае это повод, чтобы сыграть концерт два раза, два дня (смеётся). Одного всегда мало, выходишь со сцены, сидишь с друзьями в баре, например, и думаешь: «Ну вот, всё закончилось… А хорошо бы ещё завтра сыграть. Или прямо сейчас давайте ещё сыграем!» На таком адреналине хочется всегда повторить. Тем более, если всё сложилось удачно.
— Но на самом деле же 20 лет назад всё началось?
— Да. Причём это история довольно смешная. Мы собрались и сразу пошли выступать. На следующий день, можно сказать. А играть тогда никто не умел. Это всё равно, что я бы решил стать балериной сейчас и сразу стал ей. Или врачом. Но это же долгий процесс — несколько лет учёбы и всё такое прочее. А мы сразу решили, что готовы. Это был, конечно, ад.
— Стыдно за те первые концерты?
— Но была же уверенность, что мы всё делаем правильно, и это самое крутое, что есть на свете. Сейчас бы, наверное, не отважился на такое.
— А сейчас с первым составом вы не общаетесь?
— Общаемся. Но мы стали всё чаще неуловимы друг для друга. Андрей Просвирнин — владелец компании OrgMaster. Ставит площадки для выступлений. Например, когда на площади 1905 года концерт: выстраивает звук, сцену. Серёжа Королёв — главный дизайнер ювелирной компании «Ринго». Он делает классные и необычные вещи, не просто свадебные колечки, а целые ювелирные коллекции. И вообще чаще живёт в Грузии.
— Хотелось бы собраться ещё раз вместе на сцене?
— Я и хотел на этих юбилейных концертах сыграть одну песню вместе. Но пока столкнулся со своим внутренним страхом, что это будет как-то не так выглядеть сейчас. Я ощущаю, то, что происходит здесь и сейчас — это самое крутое. И к тому же нет какой-то ностальгии совершенно. Но в принципе я не вижу причин, почему бы группа не собралась на этих концертах на одну песню. Надо подумать об этом серьёзно. Считай, что мы решили это здесь, на интервью. Договорились. Надеюсь, все смогут.
— За эти 20 лет чем ты гордишься больше всего?
— Людьми, которые вокруг. Я считаю, что всё, что получается у человека, связано с тем, кто вокруг него. 20 лет назад это были одни люди, сейчас — другие. Но это те, кто, по меньшей мере, не мешают тебе заниматься любимым делом. Есть много случаев, когда даже родители могут сказать: «Ты никогда не станешь тем, кто твой кумир». У меня такого не было.
— Сейчас ты в Москве живёшь?
— Нет, и там, и там. Неделю или две в Москве, потом неделю или две — в Екатеринбурге. Я придумал такую поговорку про себя: «Жить в одном городе — непозволительная роскошь». Если взять все эти 20 лет, то мы постоянно ездили в Москву, но реже — раз в месяц или раз в два месяца. А тут просто интенсивность увеличилась, и там появилось ещё одно занятие (Александр Гагарин работает концертным директором в московском «Мумий Тролль баре». — Прим. ред.). Я его тоже рассматриваю как инструмент для продвижения группы. Знакомишься с новыми людьми, молодыми музыкантами. Но если раньше я находил вдохновение во всём новом, то сейчас, если честно, с этим сложности.
— Сейчас ведь рэп на гребне волны…
— Вот, да. Я всё актуальное пропускаю через себя, но всё чаще оставляю себе немного. Вчера мы были на концерте Noize MC, но Ваня же не рэпер — у него гитара, барабаны. Это, скорее, группа Nirvana, только с речитативом. Он классный. И ещё «Каста», и всё, наверное.
— Самый главный стереотип о Москве, что там очень сложно пробиться куда-то. Как на самом деле?
— Не надо к ней так относиться! Москва, оказывается, тоже маленький город, все друг друга знают, и внутри Садового кольца можно встречать на улице знакомых так же, как мы встречаем их в Екатеринбурге. Я езжу в Москву с восьми лет, мне этот город уже не кажется чужим. Надо находить время, чтобы по ней гулять, а не только бегать от одного дела до другого. Мне иногда кажется, что если пройти по улице Чернышевского в Екатеринбурге, а потом свернуть на 8 Марта, то попадёшь, скорее, на Большую Никитскую — так всё смешалось. И, по-моему, это круто.
Я приезжаю в Екат и думаю: очень рад, что я сейчас здесь, всё близко, друзья рядом. А потом приезжаю в Москву и чувствую похожее настроение! Единственное отличие Екатеринбурга, которое не в плюс, — ощутимо грязные улицы.
— У тебя дочка Марго тоже занимается музыкой, играет на укулеле, поёт, выступает. Слушал её песни?
— Я знаю, что у неё есть четыре песни, которые я не слышал вживую в её исполнении. Она не показывает, стесняется. Но она играла их на фестивале «Ночь музыки», там был Боря Барабанов (музыкальный обозреватель «Коммерсанта».– Прим. ред.), он выложил её записи себе в Instagram, а потом в Москве, когда мы встретились, начал мне рассказывать: «Вау-вау, Марго!» Как бы я критично ни относился, но, в принципе, эти песни можно аранжировать, и вроде там что-то точно получилось бы.
— Ты бы хотел, чтобы она стала знаменитой?
— Хочет — пожалуйста! По крайней мере, она видела все проблемы, которые связаны с группой. Она понимает, что музыкант — это не просто человек, который сидит в комнате и пишет стихи и музыку. Чаще всего это ещё и контент-менеджер, SMM-щик, копирайтер, дизайнер, видеограф и все смежные профессии. Было так, что я сам всем этим занимался, да и сейчас многое делаю. Да и другие артисты делают всё то же самое.
— В 2015 году ты сделал предложение со сцены девушке. Вы поженились в итоге?
— Нет ещё, теперь жду, когда она сделает (смеётся). Всё не как у людей! На самом деле, мы вместе, но не поженились. А предложение руки и сердца для девушки — большой стресс! Мне вообще кажется, что, чем больше живу, тем меньше я знаю. Тем более об отношениях мужчины и женщины. Как ни странно, всё чаще оказывается, что реальность вообще не та, какой ты её представлял.
— Сложно, наверное, это осознавать?
— Да, но это интересно! Ещё есть чему удивляться.
— В августе ты ездил в экспедицию на Шантарские острова. Что нового узнал там о себе?
— Я тогда очень сильно устал, когда только начал свою деятельность в «Мумий Тролль баре». Надо было сделать за две недели все концерты осени — огромный объём работы. Я как-то сильно выгорел. Один раз, засыпая, подумал, что всё, уже готов куда-то уехать. А утром меня будит телефонный звонок от Алекса Дубаса (радиоведущий «Серебряного дождя». — Прим. ред.), и он рассказывает про Шантарские острова, Охотское море… Спрашивает: «Поедешь?» У меня первая мысль: «Поеду!», а потом две недели я искал оправдания, чтобы не ехать. Потому что, во-первых, это не курорт — там реально холодно. Во-вторых, палатки. Я в палатках особо не жил никогда, я не испытываю от этого особой радости… Ну, да, киты… А что киты? (смеётся).
Но по факту это оказалось большим событием в моей жизни, как и поход на фрегате «Штандарт» два года назад. В экспедиции были 24 человека, которые ранее были не знакомы друг с другом. Среди них и актёр Саша Паль, и радиоведущая Мари Армас, и блогеры Руслан Усачев, Саша Кондрашёв, Сергей Доля — все какие-то очень интересные люди. Блогеры — это вообще особенные люди. Это ходячий YouTube-канал. Они повсюду с камерой, и не поймёшь, где они настоящие, а где нет. Я же первые дни почти не общался ни с кем, это стало для меня открытием. Я-то думал, что я весь такой общительный, а оказалось, что сложно находиться рядом с людьми, которые меня не знают, когда это не один-два человека, а целая компания. Прекрасный выход из зоны комфорта.
Вернувшись из поездки, мы записали акустическую версию песни «Облака этим летом». Я спел там её раз 40, а потом мои спутники не нашли из пяти существующих версий этой песни ту, которую они слышали в экспедиции. В атмосфере путешествия, под одну гитару у костра она совсем другая, оказывается. Поэтому появилась новая версия, и клип на неё, смонтированный из видеохроник, каким-то образом оказался на первом месте в топе YouTube.
— Да, и в «Аритмии». Самое интересное, что это старая песня, ей лет шесть уже. Со мной связывались девочки-менеджеры, и я думал, что эту песню нашли случайно. Когда мы были на премьере фильма в Москве, я подошёл к Борису Хлебникову (режиссёр фильма «Аритмия». — Прим. ред.), говорю так скромно: «Здравствуйте…», а он мне: «Саша! Это вы! Я ваш большой поклонник!» Было приятно. Я очень сложно отношусь к российскому кино, а этот фильм мне понравился, он не развлекательный совсем. Он напомнил мне советские фильмы про кризис среднего возраста.
— Тебе это знакомо?
— Мне это интересно, да. Но мне кажется, я уже пережил эту историю.