В Екатеринбургском театре оперы и балета поставили «Волшебную флейту» Моцарта, и это, пожалуй, самая необычная постановка классической оперы, которую можно только представить. На сцене — огромные вращающиеся шестерёнки, гигантские двери, лестницы и металлические трубы, из которых валит пар, а актёры спускаются с потолка на парашютах и исполняют арии, стоя в клетках. А на полупрозрачный экран перед сценой транслируются отрисованные мультяшные комиксы.
— Моцарту бы понравилось! — говорит солистка Анна Горбачёва, исполняющая роль главной героини Памины. — Я считаю, что стимпанк идеально вписался в музыку «Волшебной флейты», и я не считаю, что мы что-то нарушили, выбрав эту тему. Мне очень нравится мой костюм. Я бы с удовольствием оставила себе сапоги и пиджак.
Анна в последние 10 лет живёт в Великобритании и играет в разных театрах по приглашению. В нашем Оперном, да и вообще в России она играет впервые.
Художественный руководитель театра, придумавший сложные костюмы, рассказал, что на их отрисовку, создание макетов и проработку всех деталей ушло в сумме около месяца работы. Сами актёры признаются — в костюмах поначалу было жарко и неудобно, но пришлось привыкнуть, чтобы на сцене не отвлекаться на эти ощущения и вживаться в роль. С каждой репетицией, говорят они, добавляются новые детали — заклёпки, очки, брошки и подвески.
— Каждую постановку делать страшно, и эту было тоже, — признался режиссёр-постановщик Дэниэль Слэйтер, для которого это первый опыт работы в России. — Но в этом случае мы постарались найти современный способ показать то, что сделал Моцарт 200 лет назад. Он тоже применил все возможные технологии того времени. Оригинальная история — это приключение, я думаю, что стимпанк очень подходит к этому. Мы постарались рассказать эту историю в стиле мрачной сказки.
Спектакль играют на двух языках — музыкальные партии исполняются на немецком (на экранах в это время идут русские субтитры), а диалоги говорят на русском.
— Самым сложным для меня были диалоги, — рассказала Анна Горбачёва. — Это абсолютно новый для меня вид искусства. Приходилось общаться с коллегами из Театра драмы, делать упражнения, заниматься, чтобы голос было слышно в зале. А вообще мой педагог, когда посмотрела одну из репетиций, сказала, что я играю саму себя. Иногда Памину изображают такой слабой жертвой, а мы создали такой яркий сильный образ девушки, которая не плачет, борется за свою любовь. У нас с ней есть какие-то схожие черты.
Создать мрачную сказку у режиссёра действительно получилось. Глядя на сцену, не можешь оторваться от декораций и с жадностью следишь за каждой сценой, переживая за судьбу героев. Получится ли у капитана Тамино спасти свою возлюбленную Памину из башни похитившего её Зарастро? Хватит ли сил у Памины отомстить Зарастро за муки своей матери Царицы ночи? Сможет ли балагур-птицелов Папагено найти свою любовь и стать счастливым? И кто, в конце концов, победит в битве двух враждующих государств?
Напомним, опера «Волшебная флейта» откроет 105-й театральный сезон в Екатеринбургском театре оперы и балета. Режиссёр ранее рассказывал, что значительно поработал с текстом — он и его команда сократили и переписали диалоги.