Влажная, но чисто выметенная парковка, объёмные буквы на входе – в воскресенье в Екатеринбурге официально откроется мультимедийный исторический парк "Россия – моя история". Для него построили современное асимметричное здание возле цирка, смонтировали экспозицию, сейчас тут завершается настройка оборудования.
И вот на уровне "последнего штриха" корреспондентам Е1.RU удалось побывать в новом большом интерактивном парке. Он уже третий в России; первый стоит в Москве на ВДНХ, второй открыли в Уфе, а до конца года их появится ещё более десяти по всей стране.
Выставка в Екатеринбурге не просто копия московской. В каждом зале тем или иным способом рассказывается, что в это время переживали на Урале. В формировании "нашего" контента участвовали Министерство культуры Свердловской области, наши историки и краеведы, музейщики и библиотекари, региональное Управление архивами Екатеринбургской митрополии Русской православной церкви, помогали Институт истории и археологии Уральского отделения РАН и, конечно, УрФУ.
О выставке в целом и её региональном аспекте рассказывает методист центра (и выпускник истфака УрГУ, ныне УрФУ) Дмитрий Катарин:
Стоимоть билета для ребенка здесь составит около 50 рублей, для взрослого – от 200 (это если индивидуально, а не в составе экскурсионной программы).
В народе будущий центр прозвали "православным", и идеологи проекта не удивляются вопросам о роли церкви. По крайней мере, Александр Тарасов, руководитель информационного направления всего проекта "Россия – моя история", с которым мы прогулялись по выставке.
– Сначала вопрос о деньгах. Известно, что проект исторических парков поддерживает Русская православная церковь, а финансово – такая важная для российской экономики корпорация, как "Газпром". Какова доля "Газпрома" в создании нашего центра? Мы знаем пока только о 300 с лишним миллионов на строительство здания, которые пришли из регионального бюджета, в который, возможно, перешли отчасти или полностью из федерального.
– Я могу ответить лишь на вопрос по структуре финансовой поддержки в целом в России: федеральная часть составляет около половины, поддержка "Газпрома" – четверть, и доля региона – ещё четверть. Но в каждом регионе есть и индивидуальные договорённости. Что касается церкви: сам проект инициирован Православным советом по культуре, в частности архимандритом Тихоном [Шевкуновым], который в то время являлся главой экспертного совета при проекте. И всё, что мы здесь видим, концептуально проходило через его руки.
Непосредственно РПЦ оказывала поддержку при организации выставки в Москве. В регионах такие парки поддерживает Фонд гуманитарных проектов и местные административные структуры. В случае с Екатеринбургом участие церкви прежде всего экспертное – при подготовке регионального контента. Люди часто говорят, что это "церковная" выставка, но так говорить не совсем верно, церковь выступает там как один из участников группы по разработке контента.
Один из самых оригинальных мультимедийных "столов" всех экспозиций со своим небольшим "фильмом" – "Котёл Первой мировой", и в нём все его жертвы.
– Почему парк "Россия – моя история" распространяется в стране?
– Чем эта выставка хороша: это новые решения, и самое главное - то, что в России нет подобной экспозиции. Сама выставка делится на 4 экспозиции, и каждая из них представляет собой некий информационный блок, выстроенный по хронологии; первые два блока – "Рюриковичи" и "Романовы" – исходят из очерёдности правителей. Далее концепция дробится, история начинает вестись от имени российского народа как действующего лица (это третья экспозиция – "От великих потрясений к великой победе"), и, исходя из того, что происходило со страной (четвёртая экспозиция – с 1945 по 2016 год).
Один из ключевых моментов – предложение нашему зрителю сделать собственные выводы, а не воспользоваться уже готовыми. В большинстве случаев мы продолжаем бороться с историческими "мемами" и стереотипами. Мы предлагаем людям конкретную информацию из архивов, чтобы они эти выводы сделали.
– Мы сейчас проходим по выставке "Рюриковичи". Что здесь получилось самым ярким, на ваш взгляд?
– То, что люди обязательно вспоминают, покидая выставку – это мультимедийная книга, представляющая житие преподобного Сергия Радонежского, и наш "купол". Согласно концепции экспозиции "Рюриковичей", Сергий Радонежский является одной из центральных фигур социально-политического объединения Руси того времени, и книга о нём – самый популярный экспонат на выставке. А второй я вам покажу чуть позже.
Это чудо-книга о Сергии Радонежском: переворачиваешь страницу, оборудование сканирует, какой у неё номер, и проецирует соответствующую страницу электронного "жития".
– Новый центр у нас не раз сравнивали с Ельцин-центром, иногда противопоставляя их как музей свободы и музей патриотический. А здесь будет просто экспозиция или, как Ельцин-центр, начнёте принимать какие-то ивенты?
– Мы как Фонд гуманитарных проектов, безусловно, занимаемся образовательными проектами. И мы надеемся, что коллеги смогут применить наш опыт, организуя свои кинопоказы, концерты и активности для привлечения такой аудитории, как студенты и школьники. Кстати, в самом конце нашей экспозиции вы можете увидеть небольшой фильм. На Красной площади студентам и школьникам задают простейшие вопросы: кто участвовал в Октябрьской революции, кто её сделал, где был Ленин за месяц до неё… Они дают совершенно невообразимые ответы. Этот фильм стал показательным – показал аудиторию, с которой нужно работать.
– Вы говорили об исторических "мемах". А можно пример такого "мема"?
– Самый простой и при этом самый интересный пример – это случай с Иваном Грозным; это фигура полемическая, о нём много сказано и много придумано, и в связке с его именем мгновенно всплывает "убил своего сына". Но он его не убивал, подтверждений этого нет, такой исторический факт вскрыть не удалось.
– Ещё о "мемах": в выставке "Романовы" привычное нам восстание декабристов именуется на экспозиционных стендах уже заговором декабристов, хотя аудиогид, например, всё ещё рассказывает о восстании. Как вы к этому относитесь?
– В отношении конкретных исторических вопросов у нас работает экспертная группа, и нам ещё предстоит работа над какими-то формулировками. Если нам указывают на объективную ошибку, то мы её с удовольствием признаём, ведь экспозиция дорабатывается с момента создания – с 2013 года, мы постоянно её переписываем, когда находим новые документы, и дополняем экспозиции. Кстати, обратите внимание: помните старые советские учебники, где были зарисовки "реконструкции" древнего города, такие чёрные линии, похожие на эскизы? Мы же посадили 3D-дизайнера и историка, который контролировал его работу – и теперь можем по такому городу походить, "полетать" над ним и сложить для себя понимание того, что, например, время Рюриковичей – это не тёмная эпоха, а время расцвета Руси.
– А сколько таких реконструкций было сделано?
– Семь-восемь, насколько я помню.
– Есть среди них уральские города?
– Мы делали рендеры, например, деревни уральских поселенцев и коренных жителей Урала, башкир; но это не на общем "столе", а на тачскрине. Кстати, если вы были в Москве, то помните на входе в зал "Рюриковичей" голограмму Аркаима. У нас материал по нему тоже представлен, но в виде "стола" – просто от города к городу информация меняет носитель. Каждый регион получает новую, максимально доработанную выставку, доработанные экспозиции, "столы", более совершенные тачскрин-панели с более скоростным откликом.
Приведём ещё примеры пространственных "погружений" на интерактивном "столе", но уже из "другого мира": в экспозиции, посвящённой периоду Великой Отечественной вы увидите 3D-фильмы, иллюстрирующие основные битвы Второй мировой. На нашем видео – фрагмент ролика о Сталинградской битве.
А это впечатляющий, без шуток, интерактивный элемент из новейшей истории: как менялась обстановка обычной советской, а впоследствии российской квартиры. Здесь не только мебель, но и социальные приоритеты, и культурные герои. В экспозиции смотрится просто потрясающе.
– То есть на этом этапе наша выставка более современна, нежели в Москве?
– Фактически да. Мы стараемся сделать пребывание здесь более комфортным, находим решения. Кстати, в рамках продолжения темы о борьбе с мифами: в 2015 году, когда стартовала экспозиция, самыми актуальными темами были валюта и санкции; и самым популярным у нас оказался стенд, посвящённый самым первым информационным войнам эпохи Ивана Грозного. Историки об этом расскажут лучше меня, но основная канва – то, что Иван Грозный оказался участником политических столкновений с Европой, и в ответ на его непопулярные меры в Польше были выпущены "летучие листки" – фактически фэйковые новости про Ивана Грозного, рассказывающие, какой он тиран, деспот и мучитель, хотя на фоне прочих монахов того времени в кровавых делах он не так уж и отличился. На одной из таких листовок впервые появился русский медведь, которого мы сейчас представляем себе дружелюбным и с балалайкой; но тогда он представлял собой кровавое альтер-эго Ивана Грозного. Стенд вызвал интерес у публики, и мы его расширили. Вообще на выставке используются принципы новых типов носителей – видео, инфографика, компоновка объёмного материала в короткие формулировки.
– Сколько времени примерно занимает обход выставки?
– У человека есть несколько возможностей: он может просто обойти выставку и осмотреть настенные коллажи. Если ему интересна какая-то тема, то он может обратиться к тачскин-панелям. И есть более глубокий уровень – биографии, цитаты ключевых деятелей, карты, показывающие изменения территории государства в тот или иной период. Первое "погружение" может длиться четыре часа, далее – и по восемь, и даже по несколько дней.
– Мы подходим к тому самому куполу, иллюстрирующему историю христианства на Руси. Ещё в Москве обратила внимание: что у нас над головой изображено, и под этим кресла-мешки… Это не слишком?
– Ещё в московском манеже диаметр такого купола составлял 20 метров, и высота была гораздо больше: чтобы охватить его взглядом, люди были вынуждены ложиться на пол. И они ложились. И смотрели. И даже тогда не хватало обзора! Так что это прежде всего предусмотрено как забота о зрителях. На поверхности купола транслируется концептуальное видео, но, с другой стороны, купол – это место, где можно отдохнуть после получения огромного объёма информации – ведь даже просто читать, исследовать её достаточно тяжело, а если при этом ещё и думать…
– Как вы отвечаете на претензии об "однобокости" экспозиции, которые наверняка есть?
– Мы настроены на диалог. На нашем сайте, да и в каждом отдельном городе можно написать письмо директору, если в экспозиции нашлась неточность. Есть официальные адреса, куда мы принимаем претензии, и если у тех, кто делает замечания, есть объективная информация, то мы её принимаем и исправляем ошибки.
– А были случаи, когда при показе исторического события возникали споры, как его показать – между носителями научного знания и представителями церкви? В контексте скандалов с Натальей Поклонской, Учителем и "Матильдой" нельзя об этом не спросить.
– Разумеется, у нас работает постоянная "редакция" историков, это 30 человек отдельных, индивидуальных учёных, думающих именно в научном смысле, и когда они пытаются достичь единого мнения, то бывают столкновения…
– А обязательно единое мнение? Может, порой лучше привести несколько с аргументацией каждого? Были вообще такие случаи, чтобы такого партнёра, как церковь, не обидеть, но и против исторического знания тоже не погрешить?
– В тех случаях, когда мы не можем дать объективную информацию из источников, мы предлагаем несколько вариантов – то, что есть в научном "обороте", чтобы человек сам сделал свой выбор. Это необходимо для изучения истории. Это с одной стороны. А с другой… наверное, были случаи. Но не могу вспомнить ничего такого, что вышло бы за рамки здравого смысла и нормального человеческого общения – до крови мы никогда не боролись.
И ещё несколько фотографий и видео с важными (ну, или просто эффектными, на наш взгляд) вещами и замечаниями.
Ещё одна волшебная книга – в этот раз с региональным контентом. В ней история Уральского добровольческого танкового корпуса и его роли в Великой Отечественной. Чтобы записаться сюда, добровольцы нередко "набрасывали" себе год-другой. Однажды туда пробрался даже шестнадцатилетний мальчик. Посмотрите немного обо всем этом здесь, а потом полностью в центре.
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU