В Уральском филиале ГЦСИ 10 августа откроется выставка "Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала". Её готовили полгода – собирали произведения художников по разным музеям и частным коллекциям, искали в мастерских картины, которые ещё нигде не выставлялись.
– Уральские художники очень самобытны, – рассказал E1.RU куратор выставки Владимир Селезнёв. – Их московские коллеги в середине ХХ века могли видеть выставку произведений американского искусства, на них это влияло, они начинали двигаться в эту сторону. А наши художники варились в собственном соку, сами находили какие-то способы самовыражения и делали то, что им самим казалось на тот момент актуальным.
Экскурсия начинается с работы Валерия Дьяченко, написанной в 1967 году. Она, по словам Владимира Селезнёва, предвосхитила зарождение концептуализма в России. В Москве художники начали работать в этом стиле только во второй половине 70-х годов. "Чьё это облако?" – задаётся Дьяченко вопросом, актуальным для всего советского народа в период всеобщей коллективизации.
Именно в 1967 году Свердловск стал городом-миллионником. Интересно, что ровно через 50 лет теперь уже Екатеринбург пересёк отметку в полтора миллиона жителей, отмечают организаторы выставки.
Одна из значимых находок выставки – сборник эскизов тагильского художника. Многие его работы выставляются в музеях, но эти наброски никогда не были показаны зрителям.
– Это просто эскизы, наработки, которые художник делал каждый день. Он не предполагал, что они когда-то появятся на выставке, – пояснил Владимир Селезнёв. – Мы назвали этот проект "Инвентаризация". Это такой багаж, который есть у любого художника. Они их никогда не показывают, но это вполне самостоятельные произведения.
Все картины и инсталляции перемежаются вырезками из газет того времени –по задумке организаторов выставки так можно почувствовать контекст той или иной работы, узнать, что происходило в Екатеринбурге в то время, когда жил и творил художник.
В зале с более поздними работами – произведение арт-группы "Куда бегут собаки". На круглой пластине с одной стороны нарисован портрет Склифосовского, на другой – Станиславского. Нажимаешь кнопку, пластина начинает вращаться, два лица сливаются в одно. Арт-объект называется "Мичурин" – в честь знаменитого ботаника и селекционера, который занимался скрещиванием разных сортов растений.
На выставке есть и уникальные экспонаты – картины, которые никогда не выставлялись ни в одном музее, авторства старика Б. У. Кашкина. Их нашла у себя в сарае одна из жительниц Екатеринбурга, которая когда-то давно была дружна с художником. Это распечатанные на фотобумаге плёночные фотографии, специально деформированные горячей водой. Поверх фото – стихи старика Б. У. Кашкина, который в те годы ещё даже не использовал свой псевдоним и подписывался "Е. Малахин". Эти работы никто не видел почти 30 лет.
Экспозиция уже сейчас занимает несколько залов и будет дорабатываться до 10 августа. В ближайшее время она пополнится новыми произведениями искусства. До официального открытия пройдут несколько лекций и перформансов.