В начале 2017 года мы публиковали уникальное видео квартирника Игоря Талькова на кухне у свердловского бизнесмена. Запись была сделана в 1988 году после выступления певца в уральской столице. Почти 30 лет плёнка пылилась у поклонницы музыканта и только в 2017 году женщина решила передать её в фонд Талькова, который и выложил запись в интернет.
Мы тогда бросили клич, чтобы найти того самого бизнесмена из Свердловска, который пригласил к себе музыканта, и с помощью читателей это удалось. Им оказался 67-летний екатеринбуржец Виктор Сорокин.
Виктор рассказал Е1.RU, как ему удалось подружиться с Тальковым, и показал ту самую кухню, где пел артист.
— В августе 1988-го в Свердловск на три дня с концертами приехала Алла Пугачёва. Я тогда, впрочем, как и сейчас, работал в торговле. Вы писали, что я бизнесмен, но я обычный торгаш. Я торговал спиртным — у меня был винный магазин в Компрессорном посёлке, — говорит Сорокин. — И вот в первый день концерта ко мне в магазин приехала милиция. Ребята сказали, что пора закругляться, так как в день концерта по всему городу закрывают все винные магазины. Они же пригласили меня на концерт, который проходил на Центральном стадионе. Они там дежурили и обещали бесплатно провести.
Виктор закрыл магазин и решил, что сходит на концерт Пугачёвой, раз его позвали туда бесплатно. Да и скучно было дома одному: жена уехала в отпуск на юг, а дети были на даче с бабушкой.
Но в тот день на Центральном стадионе пела не только Пугачёва, а ещё Nautilus Pompilius и Игорь Тальков.
— Тогда был уже год, как я слушал музыку Талькова. После концерта я решил зайти к нему. Тем более милиция меня везде пропускала, видимо, потому что знали, что у меня винный магазин — они в те годы были редкостью, — говорит Виктор. — Я просто подошёл к нему и сказал, что мне нравится его музыка. Спросил, чем он занимается вечером. Игорь ответил, что у него пока нет никаких планов. Тогда я предложил: приходи ко мне в гости. Он ответил: я не против. Разговор был лёгким. Договорились, что я приеду после второго концерта и заберу его.
После концерта Виктор поехал на дачу за сыновьями, а к десяти вечера вернулся на Центральный стадион за Тальковым. В гости с ним также поехал директор музыканта Михаил и девушка-блондинка — кто она и кем приходилась Талькову, уже никто не помнит.
— Мы приехали ко мне на Мичурина, где я живу до сих пор. Я сварил сосиски, достал три бутылки водки «Московская» и мы сели на кухне, — вспоминает екатеринбуржец. — Сначала просто сидели, Игорь нам рассказывал про свою жизнь, а потом спел пару новых песен, в том числе песню «Память», которую он ещё нигде не играл.
Атмосферу того вечера можно почувствовать, посмотрев запись, которую сделал Виктор на камеру Panasonic. На ней 32-летний Тальков сидит возле приоткрытого окна на небольшой кухне. На нём распахнутая джинсовая куртка. Музыкант затягивается сигаретой и рассказывает о своей юности. Вместе с ним на кухне хозяин квартиры Виктор, двое его сыновей, директор Талькова Михаил и блондинка.
— Это только малая часть того, что было на плёнке. Запись была намного больше. Но часть кассеты я затёр, записав концерт Nautilus Pompilius в ДК «Уралмаш». Никто же не знал, что это будет такая память, что Игоря убьют, — сокрушается Виктор. — На кухне мы сидели до часу ночи. Потом пошли спать. Ночевали все тоже у нас. Утром, часов в 10–11, я их увёз на Центральный стадион, а сам поехал за мамой, чтобы и её бесплатно сводить на концерт Пугачёвой.
На память Игорь оставил Виктору автограф на своей фотографии. Музыкант также дал уральцу свой московский адрес и телефон. Виктор после этого даже писал Талькову письмо, в котором предлагал переслать ему запись квартирника. Но в ответном письме певец попросил этого не делать.
«Витя, там много болтовни, — написал Тальков. — Поэтому по приезду в Свердловск (намечается мой сольный концерт на октябрь) я перепишу у тебя на свою кассету только то, что мне будет нужно: песни и некоторые моменты разговора».
Игорь действительно приехал осенью 1988-го в Свердловск, его сольник прошёл во Дворце спорта.
— Я был на этом концерте, меня тогда тоже знакомые провели. Я зашёл после концерта к Игорю, но тогда его уже кучи поклонников доставали, а меня жена ждала в незаведённой машине. Мы быстро поговорили, и я ушёл. Это была наша последняя встреча. В октябре 1991-го его убили.
Через полгода после смерти Талькова, в апреле 1992 года, Виктор с женой поехал в Москву на могилу музыканта. Там он встретил двух женщин, которые рассказали, что хотят создать фонд Талькова. Виктор рассказал, что у него есть видео квартирника, женщины уговорили его переписать плёнку. Тот согласился и во время следующей поездки в Москву передал им кассету, запись с которой и оказалась спустя 30 лет в сети.
В тот день на кладбище Виктор также познакомился с женой Игоря — Татьяной Тальковой. Она тогда рассказала, что их сын, тоже Игорь, мечтает научиться играть на пианино, но из-за того, что инструмент стоит дорого, она не может его купить.
— В Москве пианино стоило тысяч 30. У нас на фирме «Урал» оно было почти в два раза дешевле. Я предложил Татьяне купить пианино у нас через мою знакомую и привезти в Москву. Она согласилась, — вспоминает Виктор. — Инструмент прямо с «Урала» привезли ко мне в магазин в Компрессорный. Я думал, как мне его отправить в столицу. Так получилось, что однажды ко мне заехали ребята из прокуратуры Октябрьского района. Они увидели пианино и, когда узнали, что оно для сына Талькова, что его нужно отвезти в Москву, предложили свою помощь. Оказалось, что прокуратура отправляет в Москву машину и может бесплатно отвезти инструмент.
Пианино успешно довезли до Москвы. Деньги за инструмент Виктора в Свердловск привёз актёр Андрей Соколов, прославившийся тогда ролью в «Маленькой Вере», когда приехал на Урал на съёмки фильма.
Видео: talkofff / youtube.com