Молодой екатеринбургский архитектор бросил перспективную работу и стал художником. Просто потому что хотел заниматься тем, что нравится. Картины Романа Баянова будто стоп-кадры с улиц Екатеринбурга: поющие индейцы на Вайнера, величественный Оперный, тихая Плотинка на закате, шумная улица 8 Марта в час пик — раз и замерли на его акварельных рисунках.
Всё началось банально. Роману с детства нравилось рисовать, в родном забайкальском городе Борзя он ходил в художественную школу. Когда был подростком, думал бросить, но родители не дали, и в итоге он захотел, чтобы живопись стала профессией. Но решил стать не художником, а художником-архитектором, хоть такой специальности и нет.
Для поступления после школы выбрал Екатеринбург (хотя мог поехать в Москву или Питер), прошёл конкурс в Архитектурную академию, поступил. Окончил «Арх», устроился на работу, но через пару лет понял, что душа к работе архитектора не лежит, хочется рисовать, и тогда он решился и всё поменял.
Мы встретились с Романом у него дома в Берёзовском. В комнате-мастерской мебели немного: диван, стеллаж, где лежат кисти и краски, длинный стол с кучей настольных ламп и этюдник с чистым белым листом. На полу — кипы неоформленных работ, на белых стенах — картины в рамах и несколько дипломов с престижных конкурсов художников, о которых он из скромности не рассказывает.
— Моя первая любовь — это было масло, пробовал и планировал заниматься им (сейчас эти работы украшают кухню). А потом в один прекрасный день, когда уже заканчивал институт, увидел акварельные работы художника Альваро Кастаньеты — смелые, яркие, красивые. Начал пробовать и сам не заметил, как стал рисовать акварелью, — рассказывает Роман Баянов.
Молодой художник вспоминает, что, когда он переехал в Екатеринбург, город сразу стал главным героем его работ. Первый раз он приехал сюда поездом и хорошо помнит, что больше всего запомнилась улица Свердлова — большая и широкая.
— Мне кажется, Екатеринбург уникален своей историей и современностью, он отличается от Иркутска, где есть историческая архитектура, а современная — уровнем ниже. Можно сказать, что то же самое — сочетание истории и современности — есть в Москве, но в Екатеринбурге душевнее. Здесь я чувствую себя, как в родном городе, — делится Роман Баянов.
Как рассказывает художник, когда он идёт писать работу, его часто принимают за рыбака — с толку сбивает этюдник, который в сложенном виде похож на удочку:
— Ещё беру 5–10 любимых кистей и палитру с акварелью. Из любимых мест — Плотинка, потому что акварель — это вода, течение, отражение. В первую очередь меня вдохновляет будущий «Екатеринбург-Сити». Небоскрёбы не идеальны с архитектурной точки зрения, разве что отель «Хайят» выделяется своей красивой формой. Но на фоне воды, набережной реки Исеть они смотрятся очень целостно, — рассказывает художник, раскладывая на полу акварельные виды Екатеринбурга. Другое любимое место — улица 8 Марта, там много исторических зданий ажурных с куполами, я имею ввиду участок от Малышева до Куйбышева.
На одну работу уходит 15 минут, на другую — несколько часов. При этом, как говорит Роман, картины, написанные быстрее, часто выглядят живее, динамичнее.
Вообще, динамику художник-архитектор стремится придать всем своим работам. В его понимании город — это не статичные здания, а, в первую очередь, люди, движение.
Как рассказывает художник, рисуя улицу, он переносит на свою картину прохожих. Если это девушка, которая переходит дорогу, быстро накидывает силуэт, а потом по памяти дорисовывает, как она шла, как развевались её волосы, платье.
— Хорошо, когда люди останавливаются и ведут оживлённую беседу, это самый удачный вариант, — делится Роман.
У молодого художника-архитектора есть свои постоянные заказчики, они просят художника нарисовать для них такие места, с которыми много связано, потом оформляют картинами кабинеты, гостиные. Заказывают серии, один мужчина купил сразу 20 работ. Из самых популярных — УрГУ, железнодорожный вокзал, улицы Свердлова, 8 Марта, «Высоцкий» и, конечно, Плотинка.
Как говорит Роман Баянов, сколько ни рисуй эти места, картины быстро расходятся. Иногда заказчики просят повторить какую-то работу, но «откопировать» не получается. В другой день даже с того же ракурса получается по-новому: жизнь не стоит на месте.
Молодой художник рисует не только Екатеринбург, в его коллекции целая копилка российских городов — Москва, Пермь, Новосибирск, Санкт-Петербург. По работам Романа Баянова даже выпустили серию почтовых открыток, найти их — удача для путешественника, который любит слать друзьям приветы из новых мест. Открытки продаются на Главпочтамтах тех городов, которым посвящены.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU