Культура Киностудия празднует день рождения: как на месте "Сити-центра" строили павильоны и зачем там "выращивали" пшеницу

Киностудия празднует день рождения: как на месте "Сити-центра" строили павильоны и зачем там "выращивали" пшеницу

Вспоминаем историю центра Свердловского кинопроизводства с хранительницей музея киностудии.

За 74 года на киностудии накопилось множество архивных материалов.

Более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов и столько же мультипликационных работ, которые прочно закрепились в золотом фонде отечественного кинематографа – весь этот багаж Свердловская киностудия приобрела за 74 года своего существования. Собственное кинопроизводство в городе появилось 9 февраля 1943 года.

Мы отправились в Музей киностудии и поговорили с режиссёром, хранительницей музея Ириной Брызгаловой. Она приехала в Свердловск в 6 лет, когда её родителей перевели из Новосибирской киностудии учебных фильмов. Папа стал режиссёром Свердловской киностудии, мама – главным редактором научно-популярной редакции (да и за плечами хранительницы музея – учёба во ВГИКе и 60 картин).

– В 1943 году сюда приезжали люди из Москвы, осматривали помещение, нашли Дворец строителей на углу – современное здание для того времени (сейчас в нём находится "Сити-центр"), да ещё и в центре города, – рассказывает Ирина Брызгалова. – А потом москвич Александр Ивановский, который ненадолго стал художественным руководителем студии, снял фильм "Сильва" по оперетте венгерского композитора Имре Кальмана. Его приняли замечательно, картина даже сейчас современно смотрится.

Актёров на главные роли для "Сильвы" позвали из Москвы, остальных – из Оперного и Драматического театров и Музкомедии.

– Мне в "Сильве" нравится один эпизод. Домик Сильвы сделали из столярного помещения, а в сценарии было написано, что из окон видно прекрасное колосящееся пшеничное поле. А ведь снимали во дворе Киностудии, где это поле взять-то? И придумали так – между досками зажали колосья, и казалось, что это целое поле, – вспоминает Ирина.

Режиссёр и хранительница музея Ирина Брызгалова, кажется, дословно знает всю историю Киностудии.

В 1948 году в кинопроизводстве наступило затишье – денег после войны не было, финансировать студию Госкино не могло, и тогда в кинокомитете Москвы решили сделать в Свердловске студию научно-популярных фильмов.

– Киностудия научно-популярных фильмов появилась тогда, когда сюда переехал большой десант режиссёров, операторов, звукооператоров с семьями – детьми, бабушками, жёнами. В том числе и мои родители – Александр Иванович и Лидия Павловна Плоцкие. Лично для нашей семьи сделали из павильона квартиру на самой территории киностудии. Там сейчас магазин, в котором я покупала внучке сумку, а раньше был корпус административный, самый первый, на Ленина, 50. У нас потом принципиально никто в этот магазин не ходил, но однажды я пошла и вот купила внучке сумку, это было смешно и печально одновременно, – говорит хранительница музея.

Камеры, на которые в Свердловской киностудии снимали фильмы, теперь – экспонаты выставки.

Раньше, вспоминает Ирина Брызгалова, в каждом кинотеатре перед каждым фильмом шли 10-минутные журналы:

– Когда я окончила ВГИК и работала на Свердловской киностудии, мы с редактором Львом Эглитом задумали журнал для детей, подобный московскому "Хочу всё знать". Назвали его "Копилка курьёзов" – фильмы об изобретениях, которые делались в прошлые века, но тогда они не были признаны (например, зонтик). У меня тогда дочка маленькая была, мы были с ней в Литве в санатории, вдруг слышит знакомую музыку и громко вслух: "Это же я качаюсь на качелях, это же твой фильм!" Они разъезжались по всему Союзу. Мы успели сделать фильмов 10 до того, как начался развал студии.

Выставка, посвящённая 50-летию киностудии.
К 74-летию тоже появится экспозиция.

Музей Свердловской киностудии находится в небольшой комнатке.
Верхний кадр – панорама 50-х годов.

Кабаре из фильма "Сильва".
Фильм по мотивам рассказа Мамина-Сибиряка.

Подарок Свердловской киностудии на 25-летие.
С помощью такого вот аппарата раньше монтировали фильмы.

– Везде знали Свердловскую киностудию, куда бы мы ни приезжали, ни разу не было такого, чтобы мы приехали, и нас плохо приняли. Если мы говорили "Свердловская киностудия" – это был пароль, сразу и уважение и всё остальное, потому что фильмов же много, они шли в кинотеатрах всего Союза. Поэтому везде принимали с большим уважением. Вы понимаете, чем Свердловская киностудия отличалась? У нас ведь были и в Москве, и в Ленинграде свои киностудии. Но студия, которая снимала и документальные, и научно-популярные, и художественные фильмы, была одна единственная – Свердловская, – рассказывает она.

Режиссёры, работавшие в разное время на Киностудии.
Это альбомы с кинопробами актёров.

– У нас часто снимались актёры Мосфильма и Ленфильма. Я снимала фильм о маме, там сценарист Борис Шеин рассказывал, что Свердловская киностудия спасла многих московских режиссёров. Москвичи могли свысока смотреть на тех, кто приезжал из региона, а здесь все те, кто не смог работать на других студиях по тем или иным причинам, имели возможность снять хорошее кино. Он говорил, что такой атмосферы для сценаристов, режиссёров не было ни в одной студии Советского Союза, потому что здесь относились с любовью, пониманием и поддержкой. Действительно, студия была, как семья, и дети здесь наши воспитывались, – добавляет хранительница музея.

Бобина с плёнкой, которая весит 10 килограммов.

Корпус на Ленина, 50ж, где сегодня и студия, и музей, построили в 1975 году. Тогда же запустили цех обработки плёнки, в который стали возить материалы со всей страны. Можно назвать это расцветом киностудии – у нас снимали фильмы всех жанров – музыкальные, о войне, приключенческие, исторические, такие как "Демидовы" и "Во власти золота".

А в девяностых, как и в других отраслях, начался развал. В 1994 году был организован первый музей в здании "Сити-центра".

– Всё, что смогли, собрали, два года назад меня попросили спасти архив, вот я его спасаю, до сих пор всё разбираю, – говорит Ирина Брызгалова.

Сейчас, по её словам, 90% площадей киностудии сдаётся в аренду. Но и кино продолжают снимать – картины "Первые на Луне" (2004) Алексея Федорченко, "Адмиралъ" (2008), "Золото" (2012), сериал "Дело было в Гавриловке" (2007), а также документальный сериал о достижениях уральских спортсменов, так, совсем недавно там приступили к съёмкам фильма про шестикратную олимпийскую чемпионку Лидию Скобликову.

Кадры с американскими звёздами лежат для вдохновения.
Кадр со съёмок "Первые на Луне" Алексея Федорченко.
Кадр со съёмок "Первые на Луне" Алексея Федорченко.
Если подниматься по лестнице, можно увидеть кадры из фильма "Дом солнца".
"Дом солнца" Гарика Сукачёва.
Фильм "Влюблён и безоружен", музыку к которому писал наш земляк Александр Пантыкин.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная екатеринбурженка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Надеюсь, это волшебный пендель, который подействует». Главред E1.RU — о внезапно пришедших снегопадах
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления