Более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов и столько же мультипликационных работ, которые прочно закрепились в золотом фонде отечественного кинематографа – весь этот багаж Свердловская киностудия приобрела за 74 года своего существования. Собственное кинопроизводство в городе появилось 9 февраля 1943 года.
Мы отправились в Музей киностудии и поговорили с режиссёром, хранительницей музея Ириной Брызгаловой. Она приехала в Свердловск в 6 лет, когда её родителей перевели из Новосибирской киностудии учебных фильмов. Папа стал режиссёром Свердловской киностудии, мама – главным редактором научно-популярной редакции (да и за плечами хранительницы музея – учёба во ВГИКе и 60 картин).
– В 1943 году сюда приезжали люди из Москвы, осматривали помещение, нашли Дворец строителей на углу – современное здание для того времени (сейчас в нём находится "Сити-центр"), да ещё и в центре города, – рассказывает Ирина Брызгалова. – А потом москвич Александр Ивановский, который ненадолго стал художественным руководителем студии, снял фильм "Сильва" по оперетте венгерского композитора Имре Кальмана. Его приняли замечательно, картина даже сейчас современно смотрится.
Актёров на главные роли для "Сильвы" позвали из Москвы, остальных – из Оперного и Драматического театров и Музкомедии.
– Мне в "Сильве" нравится один эпизод. Домик Сильвы сделали из столярного помещения, а в сценарии было написано, что из окон видно прекрасное колосящееся пшеничное поле. А ведь снимали во дворе Киностудии, где это поле взять-то? И придумали так – между досками зажали колосья, и казалось, что это целое поле, – вспоминает Ирина.
В 1948 году в кинопроизводстве наступило затишье – денег после войны не было, финансировать студию Госкино не могло, и тогда в кинокомитете Москвы решили сделать в Свердловске студию научно-популярных фильмов.
– Киностудия научно-популярных фильмов появилась тогда, когда сюда переехал большой десант режиссёров, операторов, звукооператоров с семьями – детьми, бабушками, жёнами. В том числе и мои родители – Александр Иванович и Лидия Павловна Плоцкие. Лично для нашей семьи сделали из павильона квартиру на самой территории киностудии. Там сейчас магазин, в котором я покупала внучке сумку, а раньше был корпус административный, самый первый, на Ленина, 50. У нас потом принципиально никто в этот магазин не ходил, но однажды я пошла и вот купила внучке сумку, это было смешно и печально одновременно, – говорит хранительница музея.
Раньше, вспоминает Ирина Брызгалова, в каждом кинотеатре перед каждым фильмом шли 10-минутные журналы:
– Когда я окончила ВГИК и работала на Свердловской киностудии, мы с редактором Львом Эглитом задумали журнал для детей, подобный московскому "Хочу всё знать". Назвали его "Копилка курьёзов" – фильмы об изобретениях, которые делались в прошлые века, но тогда они не были признаны (например, зонтик). У меня тогда дочка маленькая была, мы были с ней в Литве в санатории, вдруг слышит знакомую музыку и громко вслух: "Это же я качаюсь на качелях, это же твой фильм!" Они разъезжались по всему Союзу. Мы успели сделать фильмов 10 до того, как начался развал студии.
– Везде знали Свердловскую киностудию, куда бы мы ни приезжали, ни разу не было такого, чтобы мы приехали, и нас плохо приняли. Если мы говорили "Свердловская киностудия" – это был пароль, сразу и уважение и всё остальное, потому что фильмов же много, они шли в кинотеатрах всего Союза. Поэтому везде принимали с большим уважением. Вы понимаете, чем Свердловская киностудия отличалась? У нас ведь были и в Москве, и в Ленинграде свои киностудии. Но студия, которая снимала и документальные, и научно-популярные, и художественные фильмы, была одна единственная – Свердловская, – рассказывает она.
– У нас часто снимались актёры Мосфильма и Ленфильма. Я снимала фильм о маме, там сценарист Борис Шеин рассказывал, что Свердловская киностудия спасла многих московских режиссёров. Москвичи могли свысока смотреть на тех, кто приезжал из региона, а здесь все те, кто не смог работать на других студиях по тем или иным причинам, имели возможность снять хорошее кино. Он говорил, что такой атмосферы для сценаристов, режиссёров не было ни в одной студии Советского Союза, потому что здесь относились с любовью, пониманием и поддержкой. Действительно, студия была, как семья, и дети здесь наши воспитывались, – добавляет хранительница музея.
Корпус на Ленина, 50ж, где сегодня и студия, и музей, построили в 1975 году. Тогда же запустили цех обработки плёнки, в который стали возить материалы со всей страны. Можно назвать это расцветом киностудии – у нас снимали фильмы всех жанров – музыкальные, о войне, приключенческие, исторические, такие как "Демидовы" и "Во власти золота".
А в девяностых, как и в других отраслях, начался развал. В 1994 году был организован первый музей в здании "Сити-центра".
– Всё, что смогли, собрали, два года назад меня попросили спасти архив, вот я его спасаю, до сих пор всё разбираю, – говорит Ирина Брызгалова.
Сейчас, по её словам, 90% площадей киностудии сдаётся в аренду. Но и кино продолжают снимать – картины "Первые на Луне" (2004) Алексея Федорченко, "Адмиралъ" (2008), "Золото" (2012), сериал "Дело было в Гавриловке" (2007), а также документальный сериал о достижениях уральских спортсменов, так, совсем недавно там приступили к съёмкам фильма про шестикратную олимпийскую чемпионку Лидию Скобликову.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU