Кабинет министра культуры Свердловской области заиграл другими красками – на столике у входа стоит кукла в национальной одежде Молдовы, чуть дальше – театральная сцена в миниатюре, на стенах висят картины с пейзажами и обновлённая карта культуры Свердловской области. "Завтра я буду здесь, – Светлана Учайкина показывает на Карпинск. – А совсем скоро поеду в Пелым".
С тех пор, как предыдущий министр Павел Креков получил новую должность, а его кресло заняла Светлана Николаевна, которая до этого возглавляла ТЮЗ, прошло практически 2 месяца. За это время поездки в область стали для неё обычным делом, а к частым походам в театры добавились рабочие визиты в музеи, библиотеки и кинозалы.
Мы "украли" немного времени из плотного графика главы министерства и узнали, каково это быть женщиной-управленцем, что делать, прежде чем открыть свой собственный музей, и зачем к нам приедет внук Чарли Чаплина.
– Светлана Николаевна, как долго шли переговоры о вашем назначении на должность министра культуры? Как отреагировали коллеги в ТЮЗе?
– Я была удивлена, что эту должность предложили руководителю учреждения культуры, коим я являлась более 12 лет. Наверное, мой опыт, знание предмета, которым я занималась, здесь оказался нужным. Я сразу говорила о том, что я знаю учреждения культуры, досуговые центры, потому что по окончании института работала в таких учреждениях, у меня профильное образование: я окончила режиссёрский факультет Института культуры. Я возглавляла совет директоров театров Свердловской области, и театры, конечно, мне знакомы, во многих я бывала.
Но я меньше знаю музеи, библиотеки и тем интереснее мне сейчас их посещать. А театр останется любимым делом, которым я занималась столько лет. И мне отрадно, что Театр юного зрителя, который я оставила и передала в добрые руки, находится в очень хорошем состоянии, когда и материальная база прекрасная, и труппа великолепная. За период ремонта мы не растеряли труппу, мы успешно гастролировали по области и за пределами региона, работали в Екатеринбурге на восьми площадках, сохранили репертуар, что, на мой взгляд, очень важно. Потому что театр – это не только стены, это атмосфера, труппа, спектакли. Это тот продукт, на который приходит зритель.
Сегодня у нас есть театры, которые не имеют собственного здания. Например, Каменск-Уральский театр драмы "Драма номер три", но при этом он создаёт прекрасный театральный продукт. В феврале они приедут в ТЮЗ со спектаклем "Лодочник", который имеет огромный зрительский резонанс. Однако сам театр делит помещение Дворца культуры. Или, например, Серовский театр драмы им. А. П. Чехова, спектакль которого в прошлом году был номинирован на "Золотую маску".
– Пост министра культуры вы занимаете более двух месяцев, что удалось сделать на этом этапе? Это была преимущественно ознакомительная работа?
– Конечно, да. Мы выезжали в Алапаевск, например, и решали вопрос, связанный с напольной школой, которая называется так, потому что была создана в 1913 году на поле, а сейчас Алапаевск вырос, и она находится почти в центре города. Здание имеет историческую ценность: в 1918 году там останавливались члены царской семьи, которые ехали в Екатеринбург. Сейчас там есть мемориальная комната, и мы начинаем готовиться к столетию событий того периода. Речь идёт и о том, чтобы школу перенести в другое здание, а здесь сделать музей. У нас была встреча с митрополитом Мефодием, уполномоченным по правам человека в Свердловской области Татьяной Мерзляковой, представителями общественности, администрацией Алапаевска. Мы определялись с организационно-правовой формой и договорились, что это будет филиалом нашего областного краеведческого музея. Хочется, чтобы это здание стало одним из знаковых мест в Алапаевске.
Также мы заключили договоры с руководителями учреждений культуры, познакомили их с бюджетом, который они получили.
– Как вы относитесь к инициативам "из народа"? Тем, кто не относится ни к какому учреждению, но при этом хочет реализовать собственный проект в этой сфере? К примеру, недавно мы разговаривали с мужчиной, который хочет открыть Драмтеатр на Уралмаше, с девушкой, которая уже арендовала дом для Музея советского быта. Должно ли министерство помогать им?
– У нас была эта девушка, которая хочет организовать Музей советского быта. Она взяла в аренду здание, но у неё нет коллекции, она её собирает. Ей как частному инвестору министерство ничем помочь не может. Мы объяснили ей, как она может действовать: надо зарегистрироваться, чтобы мы могли помогать. Также мы проконсультировали её о том, какой должна быть коллекция, один из нюансов заключается в том, что музейным экспонатом может стать вещь старше 50 лет. Она собирает эти вещи, но надо их описать, указать год их производства. Есть такая рутина определённая. Сегодня она может договориться с музеем, который примет и покажет эти вещи.
Учитывая, что аренда, которую она платит, конечно, высокая, нужно было сначала прийти к нам поговорить, определить, какие сделать шаги, а потом уже брать помещение в аренду. Потому что сегодня выставки нет, значит, мы говорим только о намерениях. Прекрасная ведь идея, прекрасное намерение. Почему нет? Но аренду она теперь должна платить каждый месяц. Министерство культуры ей в этом не поможет, потому что это будет нецелевым использованием бюджетных средств.
Мы можем помогать учреждениям культуры, в отношении которых являемся распорядителями бюджетных средств. На Министерстве культуры лежат распорядительные функции, касающиеся государственных учреждений. В Екатеринбурге это Театр драмы, Музкомедия, Филармония (как детская, так и взрослая), Свердловская библиотека им. В. Г. Белинского, областные учреждения образования в сфере культуры, государственные областные культурно-досуговые учреждения, областные музеи. То есть муниципалитет подбирает кадры, финансирует школы искусств, а министерство осуществляет только общее руководство, контролирует, чтобы мы шли в одну сторону и говорили на одном языке, определяет цели и задачи.
Или же – если это межбюджетные трансферты, то, например, можно сказать о том, что благодаря средствам федерального бюджета в Свердловской области оснащено 16 кинозалов в Серове, Верхней Пышме, Каменске-Уральском и так далее. Либо есть грантовая поддержка. У нас есть экспертная комиссия, которая определяет, насколько проект важен, интересен. Члены комиссии оценивают заявку, выставляют баллы. Таким образом выявляются наиболее яркие проекты, например, 18 учреждений, которые получили поддержку в виде грантов губернатора в этом году. Именно таким образом проекты, которые на взгляд экспертов, оказались достойными. А эксперты – это состоявшиеся в своей профессии, уважаемые люди, всем известные, начитанные, насмотренные. Они и определяют важное, значимое и интересное. Эти гранты получает и "Коляда-театр" на проведение своего фестиваля, и муниципальные театры, учреждения, проекты, группы людей, но для этого необходимо подать заявку.
– В этом году ожидается несколько крупных культурных событий, в числе которых 4-я Уральская индустриальная биеннале (лучший "Региональный проект современного искусства" за 2015 год ), которая в этом году уже вышла за пределы области. Министерство будет принимать участие в подготовке и проведении? На ваш взгляд, что для города и региона значит этот проект?
– Это городской проект муниципалитета Екатеринбурга, министерство в таком случае участвует, помогает, чуть-чуть поддерживает финансово и организационно, в общем, в тех вопросах, в которых мы нужны городу. Отмечу, что в этом году мероприятия биеннале пройдут и в Нижнем Тагиле. Вы правы, говоря о том, что Екатеринбург – город самодостаточный и очень многие проекты придумывает, блестяще их реализует, и, мне кажется, от объединения усилий Министерства культуры области и Управления культуры выигрывают все. У нас есть и "Библионочь", и "Ночь музеев", прекрасные "Безумные дни", которые проводит Филармония. А музыкальный фестиваль "Ночь музыки", который организовывает Евгений Горенбург со своими музыкантами? А хоровые праздники в День единства, когда на Плотинке поёт многотысячный хор?
Конечно, много разных мероприятий – успеть бы везде. И вот для меня сейчас в этой должности так важно успеть везде. Мы живём в замечательное время, столько возможностей для нас – и разнообразные театральные предложения, и возможность посетить выставки, кинопремьеры. А то, что мы являемся территорией, которая принимает блистательный Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова? Таких территорий в России только две! И в этот раз приезжает внук Чарли Чаплина Джеймс Тьерре, который привозит нам спектакль-феерию "Лягушка была права". Задумкой этого спектакля, его основой, идеей послужили яркие впечатления от пребывания Джеймса Тьерре в Екатеринбурге, представляете?
Наш разговор прерывает секретарь, который просит подписать Светлану Николаевну документы с пометкой "срочно".
– Это тоже часть работы, о которой я и не подозревала. И потом – очень важная часть работы. Я ещё начинающий в этой должности человек, внимательно смотрю все документы, которые мы согласовываем как Министерство культуры. Или же приказы, распоряжения, которые издаёт Министерство культуры. И мне самой всё это очень интересно и любопытно. За каждым документом я вижу людей, территорию.
– В этом году номинации на "Золотую маску" получил только Оперный театр, тогда как в прошлом – три театра и 18 номинаций, на ваш взгляд, с чем это связано? В 2016-м не было ярких премьер? Вас лично что поразило в прошедшем сезоне?
– Я могу сказать, что это спорный вопрос, потому что всё очень субъективно. Допустим, если лыжник бежит на дистанции, вот он пришёл первый и всё – тут есть секундомер и не поспоришь. Что касается художественных видов спорта, таких, как фигурное катание, например, всё оценивается по-другому. Есть элементы, которые оцениваются однозначно, но всё остальное – это художественные впечатления, какая-то атмосфера, которая либо есть у пары, либо её нет. В области театра ещё сложнее.
Сегодня на "Золотой маске" сложная ситуация – поменяли членов экспертного совета, членов жюри, потому что всё очень непросто в этой сфере, поскольку всё очень субъективно. Я считаю, было очень много прекрасных премьер. И то, что Екатеринбургский театр оперы и балета номинирован, – это прекрасная работа театра, который находится в замечательной форме. Театральный процесс очень долгий. Пока складывается творческая команда, пока происходит понимание внутри самой команды… И вот результат, который демонстрирует сегодня Театр оперы и балета, находясь на пике своей формы, это труд, к которому коллектив подошёл сейчас.
Это ведь как спорт высоких достижений. Нельзя сегодня начать заниматься спортом, а завтра стать олимпийским чемпионом. Это пик формы, которую должен набрать спортсмен. Были прекрасные премьеры и в Театре драмы, и в ТЮЗе, и в Театре кукол. Я могу сказать, что прошлый год был успешным и для театров области, например, Серовский театр им. А. П. Чехова, который был номинирован со спектаклем "Трамвай "Желание" на "Золотую маску". И ничего страшного нет в том, что премию не получили, это тоже этап развития театра, а попасть в номинацию – уже профессиональная удача. Яблоня не может каждый год приносить яблоки. Когда ТЮЗ принимал в прошлом году участие со своим спектаклем "Русалочка" в программе "Детский уикенд", подходили многие эксперты и говорили: "А почему его нет в афише "Золотой маски"?" Предмет отбора на "Золотую маску" – это всегда предмет разговоров и разночтений, но люди там профессиональные. Нашему Театру оперы и балета желаем удачи, будем за них болеть!
– Каково быть женщиной-управленцем, при этом хозяйкой в доме, женой и матерью двух сыновей?
– Ну, вообще, это, конечно, сложно. Нам женщинам ведь нужно во всём дойти до самой сути. Притом "синдром отличницы" никто не отменял. Пытаюсь успевать всё и оставить немного личного времени для семьи. Я стараюсь успеть быть максимально полезной людям, которые приходят ко мне получить консультацию, либо посоветоваться, либо отстаивать свою точку зрения. Я с удовольствием выслушиваю. И если даже мнение абсолютно противоположно моему, но имеет здравый смысл, то мы всё равно договоримся. Потому что я считаю, что ради интересов дела не надо давить должностью или каким-то своим авторитетом. Важнее дело. Поэтому можно обсуждать и всегда приходить к консенсусу.
– Чем любите заниматься, когда появляется время? Ходите в театры, музеи и т. д., когда того не требует работа?
– Я часто бываю и в музеях, и в театрах, много вижу в силу должности. Когда у меня есть свободное время, я с удовольствием почитаю что-нибудь либо поеду с мужем на рыбалку, либо в лес. Мне профессионального общения достаточно, я в курсе новинок, которые идут в театрах, в кино. Всё, что нужно, я смотрю во время работы. Я очень люблю путешествовать, поэтому мы можем сесть в машину и поехать куда-нибудь километров за 100 от города. Побыть на озере, вернуться с прекрасным настроением, восстановившись, погуляв по берёзовой роще или по ельнику, подышав воздухом. Я очень люблю осень, осенние краски, дождь не наводят на меня тоску и уныние, мне кажется, это такая пора обновления природы, наряду с весной, но краски осени мне ближе, они мне интереснее. Поэтому с удовольствием гуляю.
– Какие у министерства планы на ближайшее время?
– В планах – подготовка к Дельфийским играм, фестивалю "Земля – наш общий дом", это проекты, которые требуют внимания и объединения усилий многих людей. Мы проводим встречи, оргкомитеты, создаём рабочие группы, для того чтобы провести всё на хорошем уровне.
– Регион в этом году впервые будет принимать международные Дельфийские игры, что нас и гостей города ожидает?
– Да, впервые в этом году мы будем проводить Дельфийские игры в Екатеринбурге с 18 по 23 апреля. Игры проходят в России в шестнадцатый раз, а наш регион принимает их впервые. Надо сказать, что на протяжении 16 лет мы направляли на Игры участников в тех или иных номинациях. Свердловская область по итогам прошлого года заняла второе место, в том числе поэтому нам была оказана такая честь. Это хлопотно и затратно, но важно и престижно. Мы рады, что губернатор Евгений Владимирович Куйвашев поддержал эту идею.
На 30 площадках в Екатеринбурге будут проводиться соревнования молодых людей в различных видах искусств. В числе номинаций есть "Академическое пение" и "Хореография", такие как "Диджей" и "Тележурналистика". Мы рассчитываем, что событие соберёт порядка 2 900 человек, Свердловскую область будут представлять 300 участников. Церемонию открытия планируется провести в ДИВСе: красиво, ярко, эффектно, с представлением стран и регионов. Мы считаем, что, если больше внимания будет уделяться культуре, меньше времени будет оставаться на пустое времяпрепровождение.