На что вы обращаете внимание, когда оказываетесь в помещении, где вас ожидает встреча с прекрасным? Успеваете ли вы смотреть по сторонам и поднимать голову вверх, когда стоите в очереди в гардероб или опаздываете на концерт, спектакль? А ведь всё, что нас окружает, имеет свою историю и своё значение, главное, только чуть-чуть присмотреться.
В главную резиденцию классической музыки на Урале – Свердловскую филармонию – мы отправились именно смотреть, а не слушать. Прошлись по этажам, внимательно изучили лепнину на стенах и потолках и выяснили, что даже архитектурные элементы каждого помещения "музыкального" здания друг с другом созвучны.
Предлагаем вам вместе с нами отправиться в архитектурное путешествие.
Главный фасад
Вот мы стоим лицом к лицу с уникальным зданием, которому уже более 80 лет. По словам нашего экскурсовода – специалиста по работе со слушателями Надежды Горбуновой – при его строительстве учитывалось классическое правило архитектуры тысячелетней давности, базирующееся на "трёх китах": польза, прочность и красота.
– Главный фасад, спроектированный в начале XX века, решён в стиле модерн и украшен большими арочными окнами со сложным рисунком, колоннами с капителями композитного ордера. Также фасад украшают арочная ниша, балкон, обелиски, шары и скульптурные композиции.
Внешний вид говорит за себя, словно внутри нас ожидает что-то грандиозное и величественное. Декоративные элементы по мере приближения к залу будут нарастать. Например, кессоны (от франц. "коробочка"), которые образуются из балочных перекрытий, появляются уже в вестибюле. На входе они лаконичны, у парадной лестницы украшены филенками и розетками, а в Большом зале превращаются в плафон гранёной формы.
Фойе
– Эти помещения не перестраивались, – отмечает Надежда. – В проекте наряду с Большим и Малым концертными залами были и гардероб, и вестибюль, и буфет.
Мимо одной скульптуры на первом этаже точно пройти невозможно – у стены разместились три красавицы музы. Это дочери Зевса и Мнемозины: Эвтерпа – муза лирической поэзии, Каллиопа – муза эпической поэзии, Мельпомена – муза трагедии. Здесь они появились сравнительно недавно – около 20 лет назад.
К слову, в интерьере филармонии можно увидеть немало изображений с символами искусств и музыкальными инструментами.
Парадная лестница
Мы поднимаемся по главной лестнице филармонии, которая состоит из мрамора и подводит нас к портрету Петра Ильича Чайковского.
– Если вспомнить, как выглядят парадные лестницы Петергофа или Зимнего дворца, то становится понятно, насколько важен этот элемент в каждом здании. Парадный марш центральной лестницы филармонии в меру торжественен, придаёт важность и значительность зданию и сообщает присутствующим, как мы гордимся своими гостями, – говорит Надежда.
На том месте, где сейчас мы видим портрет русского композитора, раньше висел портрет Сталина, и располагалось окно, проём которого был расположен напротив балконного окна центрального фасада.
Мы тем временем всё ближе подходим к большому залу и замечаем, что украшения на стенах становятся больше и встречаются чаще. Лиры и вазоны – традиционные и повторяющиеся элементы декора со времён античности, в частности неоклассицизма.
Нельзя не обратить внимание и на слишком современные двери, которые явно выбиваются из интерьера. Их поставили совсем недавно, чтобы защитить зал от внешнего шума.
В большом фойе помимо лепнины можно рассмотреть исторические живописные панно, созданные в 1926 году преподавателями и студентами училища имени И. Д. Шадра.
– Их сюжеты созвучны традиционной советской идеологии того времени. С одной стороны, это жанровые сцены, с другой – идеологическая пропаганда. Над всеми элементами декора можно посмеяться, но с точки зрения идеологии СССР всё сделано достаточно интересно и продуманно. Не забывайте, сначала это был Деловой клуб для рабочих и колхозников, – поясняет Надежда.
Здесь же мы впервые сталкиваемся с грифонами – львами с головами орла, символизирующими соединение неба и земли.
В фойе расположились бюсты двух первых дирижёров – основателей оркестра Александра Фридлендера и Марка Павермана. Они появились здесь к юбилею филармонии в 2006 году.
В большом фойе почти 20 лет проходят выставки работ художников города и области, которые можно поизучать, к примеру, во время антракта.
Большой зал Свердловской филармонии
Вот мы и добрались до кульминации всего здания – Большого зала. Это, как можно догадаться, самое роскошное помещение Свердловской филармонии, которое, как и предполагалось по проекту, вмещает в себя 700 слушателей.
– Здесь соединились все детали, которые использовались в оформлении главного фасада и интерьеров. Полуколонны с композитными капителями гармонизуют пространство. Полуколонны поддерживают антаблементы. Верхняя часть входного портала стены, разделяющей фойе и концертный зал, оформлена скульптурными вазами. Вазоны, которые были лишь рельефным украшением стен лестницы и большого фойе, здесь становятся крупнее, объёмнее. Вазоны мы увидим и в следующем помещении, малом фойе.
Стены Большого зала украшают панели с тонким лепным орнаментом: уже более детально проработаны лиры, медальоны – с изображением мужских и женских лиц. Скульптурные грифоны и лиры украшают дверные проёмы.
– Если плавно перемещаться взглядом от стен к потолку, то видно, как перекликается форма многоугольных кессонов, которые были на первом этаже в вестибюле, и центральной части плафона, которая выделена лепным карнизом – борфором. Плафон заполнен росписью с изображением герба Советского Союза, окружённого виньетками и арабесками. По периметру потолок украшен лепниной в сочетании с виньетками. Эти росписи исторические, их лишь реставрировали. Скульптурный и живописный орнамент будто бы повторяют друг друга, – рассказывает Надежда.
Над сценой, в живописном медальоне, можно увидеть лиры как центр композиции и символ бога Аполлона, покровителя искусств и предводителя муз. Лиру окружают два лебедя, птицы, символизирующие поэзию и совершенство, в древнегреческой мифологии являющиеся спутниками Аполлона.
Конечно, первое, что привлекает взгляд, когда смотришь на сцену, – это орган. Он не покидал сцену с 1973 года, когда и был установлен.
– Если посмотреть, как выглядят исторические органы, к примеру, барочные органы Германии, то они очень интенсивно украшены, скульптурами ангелов или орнаментами. Наш орган, созданный во второй половине XX века, предельно лаконичен, – дополняет Надежда.
Современные люстры из чешского хрусталя появились в филармонии недавно. Они заменили исторические около 10 лет назад. Дважды в году их спускают для мытья и замены лампочек.
Малое фойе
Малое фойе доступно абсолютно для всех – сюда можно прийти, даже несмотря на то, что рядом находится комната, из которой выходят артисты. Три высокие арки делят гостиную на две части. Боковые заполнены витражами с линейным геометрическим рисунком переплётов. Центральное положение арок занимают изящные вазы на тумбах. По стенам протянуты карнизы, заполненные орнаментами. Простенки между карнизами украшены живописными портретами композиторов XIX века. Здесь можно увидеть Александра Даргомыжского, Михаила Глинку, Александра Бородина, Петра Чайковского, Антона Рубинштейна, Владимира Стасова, Александра Глазунова, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Александра Серова.
Копии портретов написаны студентами художественного училища. Они расположены не на уровне глаз, как в галерее, а наверху, и от этого композиторов не всегда узнают даже музыканты.
Камерный зал
Камерный зал располагается над большим фойе. По периметру потолка мы видим листики, розетки, бусинки. Центральную его часть украшают две крупные розетки.
– Интерьер, с одной стороны, лаконичный, но в то же время украшен элементами с сусальным золотом, отчего зал выглядит более нарядным. Шторы украшают ниши и выполняют акустическую функцию. До постройки репетиционно-артистического корпуса здесь проходили и концерты, и репетиции, – говорит наш экскурсовод.
Интересно, что всегда здесь работает увлажнитель воздуха, потому что здесь хранится клавесин – уникальный инструмент филармонии.
Если хотите узнать ещё больше об архитектуре филармонии, то мы уже делали материал об этом необычном и красивом здании в нашем специальном проекте, посвящённом "каменным сокровищам" Екатеринбурга. Тогда сам директор учреждения Александр Колотурский вспомнил свои впечатления от первого прихода в филармонию в качестве руководителя и рассказал свои любимые истории.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; Свердловская филармония