Культура интервью Байки Свердловской киностудии: режиссёр Хотиненко раскрашивал вертолёт Брежнева и укрощал медведя

Байки Свердловской киностудии: режиссёр Хотиненко раскрашивал вертолёт Брежнева и укрощал медведя

Художник Валерий Лукинов рассказал E1.RU о работе с именитым кинорежиссёром

Владимир Хотиненко на съёмках фильма «Рой», 1990 год.

Российский кинорежиссёр, актёр, сценарист и педагог Владимир Хотиненко сейчас народный артист и заслуженный деятель искусств России, а когда-то делал свои первые профессиональные шаги в Свердловске. В нашем городе он снял несколько фильмов, в том числе и режиссёрский дебют «Один и без оружия» на пару с уральским автором Павлом Фатахутдиновым.

Хотиненко окончил Свердловский архитектурный институт, а после армии 4 года работал на киностудии художником-постановщиком. После он уехал в Москву и параллельно с учёбой в мастерской Никиты Михалкова время от времени возвращался на Урал, собирал съёмочную команду и снимал, снимал, снимал. Среди его самых заметных работ — «Зеркало для героя» (1987), «Мусульманин» (1995), «72 метра» (2003), сериалы «Достоевский» (2010) и «Бесы» (2014), драма «Наследники» (2015).

Мы отправились на Свердловскую киностудию, заглянули в архив и нашли чёрно-белые фотографии со съёмок, на которых запечатлены молодые Маковецкий, Серебряков и Гузеева в фильмах Хотиненко. А также отыскали художника, которому довелось с ним поработать над 10 картинами. Скоро Валерию Лукинову 80 лет, но он с точностью до деталей помнит множество историй, связанных с режиссёром и съёмками. Нам он рассказал о том, как им предоставили вертолёт, на котором летал Брежнев, как удалось снять самый «быстрый» фильм за 15 дней и как однажды у них похитили кладбище.

— Валерий Павлович, вспомните, когда впервые встретились с Владимиром Хотиненко?

— Знакомы мы были ещё до того, как он пришёл на студию — он какое-то время здесь ассистентом художника даже был. А впервые я с ним поработал как с режиссёром, когда он у Никиты Сергеевича Михалкова ещё учился на курсах и параллельно с Пашей Фатахутдиновым делал дебют «Один и без оружия». Когда они успешно эту картину закончили, она вышла на экраны и её прокручивали по телевидению. Потом он какое-то время снимал киножурнал. Затем была картина «В стреляющей глуши», которую снимали в Перми, и «Зеркало для героя» — я с ним не работал над этими двумя картинами. А после этого мы что-то сняли, уже не помню по хронологии, и вместе начали работать. В итоге у нас около 10 совместных картин.

Художник кино Валерий Лукинов работал с Ярополком Лапшиным, Владимиром Хотиненко, Алексеем Федорченко.
Фотография, сделанная на съёмках фильма «Зеркало для героя», 1987 год.

— А сам момент встречи помните? Он сам вас позвал снимать с ним?

— В каком точно году это было, я не скажу… Есть хронологический справочник, но я забыл его взять. У меня на тот момент уже много фильмов было снято, поскольку я старше его. Он приехал, ещё когда на курсах учился. Мы на Амуре снимали «Казачью заставу». Получилось так, что отказался работать художник со студии Горького и меня направили на эту картину. Потом меня спрашивают: «Тебе кого в помощники пригласить? Давай Хотиненко?» Я говорю: Володю? Так с удовольствием. Тогда он был и декоратором, и актёром. Затем я несколько фильмов с другими режиссёрами поработал и с ним оказался вдруг. Приезжаю как-то из командировки, а мне директор по производству киностудии говорит: «Валера, сейчас на Плотинке начали строить декорации, присоединяйся». А я: «Для кого?» — «Для Хотиненко».

«Патриотическая комедия» 1992 года с видом на Екатеринбург.

— И потом вы уже не расставались?

— Да, так и работали вместе. Он, даже когда приезжал уже в Екатеринбург, подчёркивал: «Это художник, с которым я работал все картины». На что я шутя ему отвечал: не все. Помню, как «Рой» снимали в Томской области на границе с Алтаем. Там строительства было много, а времени мало, как всегда. Всё равно управились, всё построили, потом приезжали уже в Рязанскую область из-за медведя, потому что цирковой медведь у нас был персонажем. А он из рязанского цирка, старенький… Пришлось с ним повозиться.

Владимир Хотиненко пытается совладать с рязанским мишкой. Съёмки фильма «Рой», 1990 год.

— Какие декорации вам запомнились?

— На «Патриотической комедии» мы делали уникальную декорацию без стен. Я просто взял огромные мотки марли и обмотал все стены и потолок. А на высоте 9 метров сделали круглые люки и лестницы к ним. Маковецкий со своей девушкой убегают из магической комнаты, а за ними гонится главный мафиози, от которого надо сбежать. Вот они и карабкаются по лестнице, смотрят — а там Париж, обратно нырнули, забираются по другой лестнице — Нью-Йорк, на том и остановились. Так и съёмочная группа попала в Америку. Я не поехал, за меня поехал какой-то чиновник из Управления культуры, сказал, что паспорт не в порядке, и по моим билетам улетел туда.

«Патриотическая комедия», 1992 год.

— Как вам работалось с Хотиненко как с режиссёром?

— Легко, спокойно, потому что он сам художник. К тому же великолепный художник. Обмануть его невозможно, тут и пытаться не надо. Но можно альтернативу предложить, варианты. И он на это шёл. Например, в «Рое» у нас был эпизод в вертолёте уже в конце. Там вся деревня садится в вертолёт и взлетает. Один умелец сделал вертолёт. Ну какой вертолёт можно сделать в сельских условиях? Они богатые, у них японская аппаратура в домах стояла, но вертолёт можно было сделать только примитивный.

Мы договорились с Новосибирском снимать на аэродроме МЧСников. Я приехал, смотрю, там правительственный вертолёт — белый, красавец, метров 12 салон, весь в финской отделке. На нём губернатор и Брежнев летали. Я давай думать: да что же сейчас будет-то, Хотиненко приедет, уставший, а тут ещё это! А он обошёл его кругом и просто сказал: «Да великолепно можно снять». У экипажа мы попросили разрешения написать на нём «Барма» — имя героя, и год 91-й. Замечательный финал получился.

Если приглядеться, то можно увидеть ту самую надпись «Барма» на белом правительственном вертолёте.

— Я вот вижу фотографию со съёмок «Макарова»...

— Да, здесь вся съёмочная группа. Многих уже нет в живых. В конце съёмок сделана. Мы остановились снимать здесь, в Екатеринбурге. Бывало такое, что могли начало эпизода в одном месте снимать, а конец — вообще в другом городе из-за какого-нибудь здания, например. А тут у нас всё совпало, мы снимали в городе. На Плотинке мы поставили Храм Вознесения, который был разрушен. Сделали небольшой макет и оптику особую брали, так что в фильме он выглядит огромным. На Флюсе снимали, там есть островок очень маленький. Я потом Федорченко ещё показал это место, и он снимал там сцену для «Ангелов революции». А вообще, картина «Макаров» быстро прошла.

Вся съёмочная группа фильма «Макаров» во главе с режиссёром Владимиром Хотиненко.

— Вообще, съёмки много времени занимали?

— Быстрее всего мы сняли «СВ». У нас был месяц разрыва между съёмками из-за поставки новой техники. И в это время Вова где-то откопал этот сценарий и сказал: «А слабо поставить вагон в павильоне?» Я говорю: не слабо, вагон так вагон, паровоз так паровоз. Вскоре всё подготовили. На съёмочный период мы потратили 15 дней, за это время мы сняли весь фильм. Другой мы тоже не прерывали, а поставили на консервацию, чтобы группу не распускать. Да и группа уже сколотилась, все хотят работать с Хотиненко, он кусок хлеба давал.

Афиша самого «быстрого» фильма — «СВ».

— А какие у вас были отношения — профессиональные или дружеские тоже?

— Скорее профессиональные, да он и не различал. Он сам постоянно говорил: «Я не люблю в жизни две вещи — свободное время и ничего не делать». Всё время он даже засыпал с мыслью о кадрах. Он всё в голове держал. Если он придумывал мизансцену в голове, то лучше к нему в это время не подходить.

— Сейчас поддерживаете связь?

— В последнее время ни с кем не поддерживаю, потому что не люблю телефонные разговоры. А увидеться всегда рад, и он, думаю, тоже. Я просто счастлив, что мне довелось с ним поработать.

Владимир Хотиненко на съёмках.
«Володя пришёл, сказал: «Давайте сделаем снимок для истории — он так всегда выражался».

— Когда в последний раз вы виделись?

— Он приезжал сюда на какую-то дату года три назад. А так, видимо, некогда ему — преподаёт и кино снимать успевает. Я работал ещё с его сыном Ильёй. Здесь снимали 20-серийный детектив «Важняк». Я его и раньше знал, ещё ребёнком, а тут приехал уже немного лысеющий мужчина. Он маленький приходил к нам на киностудию и даже одно время до 10-го класса работал у меня ассистентом, потом травму получил — поранил руку и ушёл на больничный.

Случайно нашли альбомы кинопроб — по правилам, если актёр подходит на роль, возле его фотографии должна стоять печать «Утверждено». Здесь её нет, но Владимир Ильин в фильме снялся.

— А что больше всего вам запомнилось со съёмок?

— Да всё запомнилось. Сборы на экспедиции, приезд на место съёмок… и если что-то забыл, то обратно уже не съездить. А ещё раньше была такая традиция — били шампанское о штатив, как на корабле, а потом стали бить тарелки. Кстати, Вова в последний съёмочный день обычно давал всем характеристику за бокалом водки и за рюмкой кофе, как говорится, всех благодарил.

— Вам какую он характеристику давал, помните?

— Помню, что ещё в начале говорил: «Палыч, я тебя не представляю художником с кистью, вот если бы мастерская у тебя была по железу, холодная ковка или столярная, а вот с кистью не представляю». Я очень много конструкций делал тогда, хотя вот сейчас всё своё время живописи посвящаю.

А это негативы.
Валерий Павлович показывает свои рисунки.

— Была у вас какая-нибудь масштабная конструкция для фильма?

— Я уже рассказывал про Амур, где мы снимали «Казачью заставу». Там Володя декоратором был, мы стали делать амурское кладбище амурским героям. Место хорошее выбрали — 40 метров скала, посередине, 20 метров сверху и от воды 20 метров, поставили там мощные кресты 2 метра высотой и на Амур панорама — спите спокойно, дорогие братья. Позвали режиссёра — всё красиво, завтра снимаем. Наутро приезжаем — декораций нет. Как можно? Там же спускаться, там такая высота! Значит, сбрасывали вниз. А телефона-то нет, не брякнешь. Приезжаю в гостиницу, говорю: «Володя, нет у нас декораций». Вызывали милицию, нашли, но мы столько времени потеряли. Догадались же — вниз посбрасывали и на катере увезли.

— Выяснили, кто?

— Да, местные. Доска понравилась. Потом сами их привезли. Но у нас три дня ушло на восстановление, больше чем на строительство.

На «Патриотической комедии».
Во время съёмок «Патриотической комедии » Хотиненко обнимает девушку в первом ряду слева.
Владимир Хотиненко, 1990 год.
«Зеркало для героя», 1987 год.
Лариса Гузеева на съёмках «Патриотической комедии» 1992 года.
«Патриотическая комедия».
Молоденький Алексей Серебряков в «Патриотической комедии» 1992 года.
«Патриотическая комедия», 1992 год.
«Патриотическая комедия», 1992 год.
Единственная фотография из фильма «Голос дракона в бездонном море», 1982 год.
«Рой», 1990 год.
Рязанский мишка — персонаж «Роя».

Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ, Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU; Валерий ЛУКИНОВ; Архив Свердловской киностудии

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Тихий ужас остается тихим ужасом». Главный редактор E1.RU — об итогах 2024 года
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Знакомства
Объявления