Зимняя сказка Ганса Христиана Андерсена о капризном мальчике Кае и храброй девочке Герде ожила сразу в двух екатеринбургских театрах – сегодня "Снежную королеву" представили Театр оперы и балета и "Щелкунчик". Одинаковые названия и даты премьер скорее случайность – то, что перед новогодними праздниками в репертуарах появилась своенравная королева из ледяного дворца, вполне объяснимая ситуация.
Сравнивать эти премьеры не приходится, ведь каждая из них по-своему уникальна. Они напоминают волшебное путешествие, где реальность переплетается с вымыслом, добро вступает в схватку со злом, а любовь и верность разрушают все преграды.
Здесь есть тщательно проработанные образы, специально написанная музыка, хореография, которая говорит больше, чем длинные диалоги и артисты, которые внесли в постановку нечто своё. Так, несмотря на то, что воспитанникам "Щелкунчика" не больше 14 лет, к спектаклю они подошли серьёзно и ответственно.
В один день мы посмотрели два театральных прочтения сказки Андерсена и пришли к выводу, что история, написанная в XIX веке, не устареет никогда.
"Снежная королева" в Театре оперы и балета
Постановку в Театре оперы и балета можно назвать по-настоящему яркой премьерой – костюмы и декорации говорят сами за себя. В доме, где проводят Кай и Герда, тепло и уютно. На заднем плане потрескивают угольки в камине, на переднем – стоит большой стол как символ объединения семьи. Здесь же и проявляются характеры героев – мы видим трепетную, послушную Герду и задорного, даже немного пакостливого Кая. Их безмятежность нарушает внезапно ворвавшийся снежный вихрь в виде причудливых (и даже немного пугающих существ), который меняет привычный порядок в доме, превращая повседневную жизнь в одно большое приключение.
– Мне кажется, история Кая и Герды – это путешествие, но необязательно географическое, это может быть путешествие внутри самого себя, поиск своей связи с родными, близкими и друзьями, – поделился хореограф Вячеслав Самодуров. – Это потеря контакта с людьми вокруг тебя, и для этого совсем необязательно ехать в Лапландию, мы можем жить в одной квартире, но стать чужими людьми. Кай – это тот человек, который потерял связь с Гердой и бабушкой.
Именно эту связь и пытается вернуть хрупкая с виду Герда, роль которой исполняет артистка из Японии Кюнсун Пак. Она попадает в цветущий сад в розово-зелёных тонах, который только кажется приветливым и дружелюбным, встречается с принцем и принцессой, в общем, преодолевает большой путь, чтобы спасти своего друга Кая, в сердце которого попал холод. По словам Кюнсун, для неё было важно показать взросление героини.
– Я хочу играть и танцевать так, чтобы показать, что она вырастет, – рассказала артистка. – До этого я вообще не знала ничего о "Снежной королеве", потом по интернету смотрела.
Спектакль получился масштабным – для него закупили 30 кг искусственного снега, сшили специальные костюмы, сделали огромный каркас мамонта в качестве саней для Снежной королевы, сделали одинаковые жёлтые парики из латекса. Над постановкой работали профессионалы своего дела, возглавил творческий процесс обладатель двух "Золотых масок" Вячеслав Самодуров, а музыку написал Артём Васильев, автор музыки к недавним фильмам "Экипаж", "Конец прекрасной эпохи".
"Снежная королева" в "Щелкунчике"
На репетиции в "Щелкунчик" артисты бегут после школьных уроков и каждый день до самого вечера доводят до совершенства постановку, премьера которой состоится 11 декабря. "Снежную королеву" для нашего театра поставил питерский балетмейстер Пётр Базарон, соединив старинный и современный балет. Во время подготовки он проводил ребятам мини-лекции по истории танца – народные направления, эпоха романтизма – и создал драматургически наполненный спектакль. Самое главное, что отметил для себя постановщик, так это то, что молодые артисты очень трудолюбивые и не по годам серьёзные.
– Я так никогда не ставил, с детьми получается совсем по-иному, – признался Пётр. – Общаясь с ребятами, я понял, что им не нужен постоянный фейерверк. Они в принципе умеют анализировать и мыслить, в итоге мы пришли к другому финалу, который не предполагался сначала. Во втором акте у нас очень много смысловой хореографии, где не просто надо задрать ногу и вращаться, а почувствовать то, чем славится искусство балета. И дети это прекрасно понимают, несмотря на возраст, отсутствие профессиональной подготовки и опыта. Они научились опираться на то, что у них внутри, и это выдавать, мне кажется, это очень уникальный случай.
Герда, которую исполняет ведущая артистка театра Лиза, недавно выступавшая с мальчиком на инвалидной коляске, очень сосредоточена на собственной роли, а главное – на чувствах своей героини. По её словам, Герда очень отважная, и сама она вряд ли бы решилась на такой отчаянный подвиг.
– Самая обидная для Герды сцена – это финальная сцена со Снежной королевой, потому что она понимает, что Кай перестаёт её любить, – рассказала Лиза. – Как объяснял сам балетмейстер, самое страшное для Герды в тот момент, что её любимый человек перестал её понимать, значит, она шла два года просто так. В финале после поцелуя Кай вспомнил Герду. Но остаётся одна загвоздка – Снежная королева. В разных спектаклях бывает по-разному, кто-то отпускает её, а кто-то нет. В нашем случае будет неожиданный конец.
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU