Это не похоже на литературный вечер. Это не похоже на театральный спектакль. В камерной обстановке "Дома печати" – космос Иосифа Бродского.
Спектакль "Иосиф Бродский. Пилигрим" впервые привез в Екатеринбург Санкт-Петербургский театр Vertumn. Актёры Елена Бедрак и Александр Мицкевич соединили художественные и документальные тексты – стихи, поэмы, отрывки из писем, а также выдержки из интервью.
Музыкальная труппа во главе с Юрием Бедраком (рояль, саксофон) переплетала классические джазовые импровизации с элементами хип-хопа, регги, эмбиента, свинга, босановы, би-бопа.
– Когда мы только начинали работу над проектом, около 4 лет назад, всё было наиграно в форме этюдов, – поделился с E1.RU после выступления Юрий. – После первой игры остался фарватер, по которому мы двигаемся и сейчас. А дальше, уже в процессе работы, всё стало отшлифовываться, стали добавляться инструменты – раньше ни трубы, ни контрабаса не было – только фортепьяно и барабаны.
Открылся спектакль выдержками из интервью Иосифа Бродского с советским и американским журналистом Соломоном Волковым (которые, кстати, можно найти целиком в его книге "Диалоги с Иосифом Бродским"). На протяжении всего времени именно интервью было той связующей нитью, которая обобщала и соединяла все стихотворения. Стоит закрыть глаза – и увидишь, что вот он, одинокий поэт-пилигрим, сидит перед залом, делая очередную затяжку, а на губах его – усталая полуулыбка.
Особую атмосферу выступлению придала камерная обстановка помещения, в котором ничто не чувствовалось лишним.
– Нам повезло, что мы не сразу работали на больших площадках. Сначала спектакли проходили в маленьких помещениях, где можно было посмотреть, послушать со стороны и убрать лишнее. Самая сложная задача была – убрать лишнее, – рассказывает Юрий.
Со сцены звучали стихи "Ниоткуда с любовью", "Я вас любил, Любовь ещё (возможно)…", "Одиссей Телемаку", письмо Л. И. Брежневу, сцена суда над поэтом от 1964 года, а также – беседа о нобелевской премии.
– Всё это берёт своё начало с театральной академии в Санкт-Петербурге, где мы с Сашей (Александр Мицкевич) закончили один курс, у одного мастера, – вспоминает актриса театра Елена Бедрак. – И наш мастер со студенческой скамьи привил нам любовь к поэзии – к серебряному веку, к современной поэзии. У нас была своего рода потребность к поэтам. Это же как встреча с человеком – они же все разные, и мы разные. И после окончания академии захотелось попробовать то, с чем мы ранее не имели дела. И мы решили сделать вечер поэзии, куда позвали всех друзей: актёров, режиссёров. Нас было очень много, и каждый читал своё любимое стихотворение. И после этого вечера друзья подсказали нам одну идею: давайте, сделайте что-то серьёзное из этого. И закрутилось, собственно. А потом мы стали уже придумывать композицию – и пошла техническая работа.
На вопрос, что же чувствуют актёры, когда читают стихотворения Иосифа Бродского со сцены, они ответили, что все зависит от публики.
– Всегда всё по-разному, на самом деле, – поделилась Елена. – Каждый раз это зависит от публики, от настроения. Мы вот приехали в Екатеринбург – нам безумно понравился город, тут есть определённая энергетика, хотя и холодно. Вот вам и новые эмоции.
– Я не знаю, что мы чувствуем, когда читаем, – ответил ей Александр. – Это работа такая – достаточно сложная работа, к слову. И в какой-то момент, если всё идёт хорошо, ты из этой сложности вырываешься – и дальше уже легко. Иногда наоборот. Так что тут по-разному.
На прощание актёры прочитали одно из малоизвестных произведений поэта – "Большая элегия Джону Дону" (1963 год), после чего на экране, вместо видеоряда, запустили запись с самим Бродским – читающим свои же стихи. Распрощавшись со зрителями, под аплодисменты Санкт-Петербургский театр Vertumn пообещал посетить Екатеринбург во второй раз.
Фото, видео: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU