Сюжет произведения из разряда "в школе проходили", пожалуй, известен каждому. Помните основных героев романа? Вот харизматичный Евгений Базаров – студент-нигилист, отрицающий общепринятые ценности, рядом с ним всегда Аркадий Кирсанов – натура увлекающаяся и увлечённая идеями радикального друга, ну и, конечно, молодыми особами. Да и какой же роман без женщины? Здесь это богатая и неприступная вдова Анна Одинцова, надломившая твёрдость базаровского характера.
Ставить классику – дело не простое и зачастую даже неблагодарное, произведения, разобранные на цитаты, легко уязвимы в руках другого творца. Хотя на этот раз переживать не приходится – инсценировал произведение Адольф Шапиро, мастер театральной режиссуры и педагогики, а поставил – молодой режиссёр и актёр Дмитрий Зимин, известный зрителям по спектаклям "Пассажиры", "Платонов. Две истории", постановке в живом пространстве "Лифт", детской сказке "Питер Пэн" и другим.
"Отцы и дети" не только первая премьера 87-го сезона в Свердловском академическом театре драмы, но и первое сценическое воплощение романа в столице Урала – событие ответственное и ожидаемое.
Деревянные каркасы, похожие на скелет большого дома, "мёртвые" цветы, классические костюмы – в угоду времени здесь нет молодёжного сленга, модной одежды, инновационных придумок. Современным спектакль делает даже не едва слышная песня про лабутены и игра в дартс. Современность здесь другая и проявляется она в актуальных акцентах, которые, как ловушки, ловко расставлены режиссёром. Нужно только внимательно смотреть, а попадать в них или нет – это уже по собственному желанию.
– Мне кажется, Базаров и сейчас актуален, – делится режиссёр Дмитрий Зимин, – поэтому события показаны его глазами, история рассказана его языком, сюжет передан ощущением его свободы. Другое дело, что он запутался, для чего ему эта свобода, он попал в капкан собственных принципов. Для меня бред Базарова начинается не с заражения тифом, а сразу после признания Одинцовой. Это ведь история о человеке, который всё потерял, сначала заворожил своим принципом, а потом сам же на нём и сломался.
Василий Бичев в роли Базарова – напористый, настойчивый, резкий, в нём дышит молодость, свобода и уверенность в собственных взглядах. Он практически не расстаётся с бутылкой, а с ним не расстаётся Аркадий Кирсанов, который во всём ему подражает. У них всё общее: одна сигарета на двоих, одни фразы, один и тот же жест, который, кстати, является лейтмотивом спектакля.
– У многих друзей есть некий ритуал, благодаря которому они отличаются от других, – поясняет режиссёр. – Жест Базарова, повторяющийся в разных контекстах на протяжении всего спектакля, с одной стороны, признак равнодушия, а с другой – некое очищение. Так же, как и в романе, наш Базаров имеет большое влияние на окружающих, заражая других своими харизмой и обаянием.
Попасть под обаяние нового Базарова и посмотреть на школьное произведение под другим углом можно в ноябре, на премьерные показы спектакля 1 и 2 октября все билеты проданы.
О других премьерах Свердловского театра драмы мы рассказывали в специальном обзоре к началу сезона.
Фото: Александр МОРОЗОВ / E1.RU
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / E1.RU