Е1.RU продолжает рассказывать о екатеринбуржцах, которые умеют делать что-то необычное и красивое. Недавно мы побывали в мастерской Ольги Коршуновой – художницы, в чьих руках стекло плавится и превращается в волшебные бусины, похожие на глаза сказочного дракона, шары-вселенные в оправе под медь или в милые кулоны-окошки, обвитые плющом, в которые так и хочется заглянуть.
Мастерство, которым владеет Ольга, называется лэмпворк. Изначально для плавления стекла использовались лампы, топливом которых служили животные и растительные масла, поэтому именно это слово закрепилось в названии. Сейчас лэмпворком (от англ. lampwork) называют процесс изготовления изделий из разноцветных стеклянных стержней, путём плавления и придания им необходимой формы в огне газовой горелки.
Е1.RU побывал в мастерской художницы и увидел, как из разноцветных палочек получаются космические галактики-кулоны, бусины-глаза фантастических существ и многое, многое другое.
Ольга Коршунова закончила биофак УрГУ и, как и многие другие, начала строить обычную карьеру в офисе, а на досуге пробовала делать что-то цветное и необычное.
– Сначала я увлекалась полимерной глиной. В 2007–2008 годах какие-то статьи по любому хобби мы искали на просторах интернета, большое количество информации было на английском языке, то есть мы видели только картинки, а понять, про что материал, могли далеко не всегда. Я прочла про лэмпворк и побежала в единственную в городе студию учиться. А когда села за горелку, сам процесс купил меня с потрохами. Когда твёрдый материал становится в твоих руках жидким и пластичным, когда ты можешь это формировать – это магия. Я не настолько была поражена своим результатом, сколько процессом, – рассказывает Ольга.
Через месяц Ольга уволилась. Почти никто тогда не поддержал будущую художницу, ей пришлось выслушать множество упреков в непрактичности.
– Родители рвали на себе волосы и говорили: "Ты сошла с ума! Уйти с такой работы! Не дури!" Предполагали, что у меня белая горячка. Мы с мужем жили в съёмной квартире, но я решилась, и муж меня поддержал, – делится с нами художница.
Конечно, несколько лет спустя всем этим людям пришлось поменять свое мнение. Сейчас у Ольги уже третья мастерская, полная удивительных вещей, в небольшую комнату на заводе радиоаппаратуры к ней приходят ученики, влюблённые в стекло.
– А своим талантливым ученикам вы советуете бросить всё, арендовать мастерскую и заниматься лэмпворком?
– Я говорю, что стоит попробовать. В 2007 году начинать было проще, каждая стеклянная бусинка, сделанная своими руками, казалась чудом, у нас было больше времени, чтобы совершенствоваться. Сейчас многое можно просто заказать из Китая, сделанное своими руками не вызывает такого восторга, и начинать уже намного сложнее, – отвечает Ольга.
В углу мастерской Ольги висит белая рамочка, в которой художница хранит свои первые бусины, нанизанные на нитку. Сейчас, когда Ольга – известный в городе лэмпворкер, эти неказистые бусинки она показывает своим ученикам, когда у них что-то не получается.
Мы попросили Ольгу рассказать о том, как из палочек получаются бусины, и показать нам, как плавится стекло.
– Я не буду сейчас делать шедевр, лэмпворк – это медитативный процесс, мне сейчас сложно будет работать. Я просто покажу вам возможности стекла, – улыбается Ольга.
– Не так уж это и опасно. Наша самая страшная травма – маленький ожог – либо что-то прилетело в нас, либо мы сами схватили что-то горячее. Хотя если лезешь струной поставить последнюю точку, можно подпалить ногти. Сперва чувствуешь запах паленого ногтя, и только потом запах паленого мяса, – шутит Ольга.
Бусины из стекла Ольга обрамляет интересной фурнитурой, которую изготовляют в литейной мастерской. Художница сама рисует эскизы лап фантастических птиц или бурлящую лаву – в ней затем расположится переливающаяся капля или листочек, по которому поползет стеклянная улитка.
– Это не что-то, что продается в магазинах. Живой листочек воскуется, потом делается место под улиточку, потом это отливается, потом родится украшение. Все мои работы уникальны, если вещь не уникальна – она отправится в помойку, – говорит художница.
– Кто-то делает ягоды, им интересно, чтобы выглядело прямо натуралистично, прожилочки, зернышки, кто-то делает интерьерные вещи, композиции из стекла, а меня вот торкают глаза, – говорит Ольга.
– А какое-то специальное образование нужно, чтобы заниматься лэмпворком?
– Нет таких людей, которые закончили архитектурный институт и пошли бы заниматься стеклом. Я таких не знаю. Люди просто приходят в лэмпворк потому, что им это нравится, – рассказывает Ольга о коллегах по цеху.
В любом ремесле важно развиваться, став признанным мастером лэмпворка, Ольга начинает осваивать стеклодувное дело. Из поездки Ольга привезла специальный инструмент, мы попросили показать, как стеклянный цветной стержень превратится в полый шар.
– Я не волшебник, я только учусь, – смеется Ольга.
Сейчас в городе есть целое лэмпворк-сообщество, художники специализируются на изготовлении ягод, делают стеклянные цветы или интерьерное стекло – тарелки и вазы.
– Лэмпворкеры – очень доброе сообщество. Все ходят на выставки вместе, несмотря на то, что вообще-то все конкуренты. Мы ездим на выставку, посвященную стеклу, в Москву и на "Ярмарку мастеров". Ведь это ты сам проявляешься через работу, а мы все разные. Я считаю, что не надо смотреть на то, что другие делают. Надо заниматься тем, что ты хочешь, – говорит Ольга Коршунова.
Недавно мы писали о Надежде Скипиной – мастерице, которая ткёт пояса, половички и даже рубашки на старинном ткацком станке и учит этому ремеслу других.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; из личного архива Ольги КОРШУНОВОЙ