Западные и русские музыканты сегодня охотятся на синтезатор с уральской душой "Поливокс": на популярности советского космического звука сказывается мода на 80–90-е. Тираж у него – пара десятков тысяч, какая-то часть с 80-х годов успела выйти из строя. На удивление, раритет звучит современно. Группа Franz Ferdinand записала альбом на "Поливоксе", Rammstein сыграли на нём в живом выступлении с Мэрлином Мэнсоном.
О том, что "Поливокс" – советский, знают все, а о его уральских корнях слышали немногие. На "Ночи музеев" в Доме печати создатель электропианино – свердловский инженер Владимир Кузьмин – рассказал, что разработан и выпущен синтезатор был в Свердловске как ответ нашей промышленности на продукт Запада – такие знаменитые синтезаторы, как "Ямаха", "Роланд" и тому подобные, а растиражирован в Качканаре.
Мы встретились с изобретателем, чтобы расспросить поподробней о чудо-инструменте, который так популярен среди музыкантов сегодня. Седоволосый Владимир Кузьмин во времена выпуска своего синтезатора был обладателем рыжей копны волос и носил, конечно же, клёши. Владимир изобрёл начинку, его жена Олимпиада её упаковала в строгие чёрные линии – дизайн, актуальный и сегодня.
– Чем отличается "Поливокс" от японского синтезатора?
– Звуком, звучанием. "Поливокс" слышно сразу. Вы же отличаете мужской голос от женского – вот так же "Поливокс" вы отличите по звучанию, ни с чем не спутаешь.
– Когда синтезатор был создан, когда производился?
– Начало разработки было в 1980 году, а с 1982 по 1991 год – серийный выпуск. Я примерно посчитал, что за весь период их выпущено 20-25 тысяч.
– А почему прекратили выпуск?
– Это была аналоговая модель, и она со временем устарела. Аналоговый синтез заканчивал своё существование, во всём мире переходили на цифровые методы синтеза, поэтому он уже не пользовался популярностью.
– Синтезатор сейчас снова становится популярным. На "Поливоксе" Franz Ferdinand записали альбом в 2009 году, Rammstein на нём играют. Почему у "Поливокса" возник новый виток популярности?
– Это трудно объяснить, даже я не могу понять, почему так. Видимо, зарубежные музыканты нашли в нём инструмент для раскрытия своих возможностей. Кроме как на "Поливоксе", на других синтезаторах невозможно сделать некоторые звуки и эффекты. Многие используют именно этот синтезатор из-за тех красок, которые он даёт.
Клавишник Rammstein играет на свердловском синтезаторе:
– А какие здесь необычные звуки, которых нет в других инструментах?
– Советская микроэлектронная база и некоторые её компоненты звучат в принципе по-другому. Схемотехника там совершенно другая, поэтому и звуки получаются другие. В этом нет ничего удивительного, мы же нигде не скопировали схему. Схему придумал я, использованы оригинальные блоки и модули.
– Расскажите, как вы придумали эту схему?
– "Поливокс" я придумал за один год, но шёл к этому довольно долго. Копил материалы, планировал отдельные блоки, смотрел зарубежные синтезаторы: как что устроено, какие ручки на что влияют, как они взаимодействуют друг с другом. Схему пришлось рисовать уже самостоятельно.
– Может, вы на какие-то звуки ориентировались?
– Да, пожалуй, нет. В "Поливоксе" использован стандартный модуль блоков, который для аналогового синтезатора является традиционным. Просто были расширены органы управления, функции каждого блока, взаимодействие друг с другом – и в результате функции "Поливокса" получились очень широкие для такого портативного инструмента, поэтому он до сих пор оригинален.
– А какова судьба завода "Вектор" сегодня?
– Вообще, "Вектор" – это объединение двух заводов: Свердловского завода электроавтоматики и Качканарского радиозавода "Форманта". Крупносерийное производство было в Качканаре, мелкосерийное и оригинальное – на Свердловском заводе. Сейчас это два независимых предприятия, но работников осталось мало, и практически товары народного потребления не выпускаются. Вообще, это "закрытые" предприятия.
– Когда вы прекратили там работать?
– В 1991 году, когда развалилась вся промышленность и Советский Союз приказал долго жить. Я организовал своё предприятие, консалтинговое, связанное с акустикой. Потом мы вошли в сеть "Музыкальный арсенал", под вывеской которой сейчас работаем. Это большая сеть, много оборудования продаём.
– У вас были попытки ещё что-нибудь придумать?
– Мысли такие всегда есть. Ведь примерно половина идей, которая придумывалась на "Векторе", осталась нереализованной до сих пор. Сейчас их некому внедрять, да и промышленность развалилась.
– "Поливоксы" сейчас не производятся?
– Только в Москве с моего разрешения и под моим надзором выпускается портативная версия "Поливокса". Её делает небольшое предприятие московских инженеров, очень хороших, опытных. Они разработали версию "Поливокса" по такой же схеме, звучание сохранено то же, только сам аппарат без клавиатуры, зато расширена его функциональная возможность. Такой аппарат можно подключить к чему угодно: компьютеру, другому синтезатору – и таким образом получать всё то же звучание "Поливокса".
– А кто и в каких целях использует синтезатор?
– В основном студийные и концертные музыканты. "Поливокс" хорош тем, что в студии можно, как говорится, "нарулить" звук какой угодно, для любых целей и стилей музыки: космос глубокий, тяжёлый рок или диско. А на сцене его используют те, кто любят работать со звуком в развитии. Потому что органы управления, которые здесь объединяют блоки, позволяют получить вживую любой звук. Это ценится "живыми" музыкантами.
На этом синтезаторе, выпущенном в 80-е годы, можно вживую сделать то, что сейчас делают при помощи "лупа". Луп – это короткие закольцованные участки музыкального произведения. В 80-е годы ни о каких лупах мы понятия не имели, но, тем не менее, с помощью "Поливокса" можно было выйти вживую на ритмическое исполнение музыки.
– Кто ещё работал над созданием синтезаторов?
– Творческая бригада состояла из четырёх человек. Я был главный разработчик, за мной были схемы, идеология, ручки. Работала дизайнер Олимпиада Кузьмина – моя жена. Этот удивительный дизайн в стиле танка военного она придумала, его так и называют "русским военным синтезатором". Милитари-дизайн впервые был сделан в истории мировых синтезаторов, он, пожалуй, единственный в таком стиле в мире. Ещё были конструкторы Дмитрий Шавкунов и Юрий Феофилов – деталировки, печатные платы – это всё они разрабатывали.
В 2015 году исполнилось 33 года с начала серийного выпуска. Чтобы отпраздновать дату, мы выпустили авторский диск "33rd Polivox Anniversary”, где собраны треки музыкантов со всего мира. Прислали треки удивительные музыканты, каждый из которых работает в своём стиле – от рок-н-ролла до глубоко звучащего космоса, непередаваемых звуков. Так вот, только на "Поливоксе" можно такое разнообразие сделать. Например, Лидия Кавина, лучшая в мире исполнительница на терменвоксе, прислала трек "Реквием", на котором есть звучание и "Поливокса", и терменвокса. И последний трек Евгения Вороновского – совершенно чудесного композитора, музыканта московского, он пишет музыку для театров, удивительные саундтреки. Он выпустил трек на "Поливоксе" и синтезаторе "АНС", который аж 1938 года разработки. Для "Соляриса" сделан трек Эдуардом Артемьевым на этом синтезаторе. Есть среди записей на диске и англичане, и немцы, и австрийцы, литовцы, эстонцы. Они все работают в совершенно разном амплуа. Один из треков мне прислала студия Брайана Ферри, они также используют "Поливокс".
– Гордость берёт, что этот продукт создан на Урале. Может, дадите маленький мастер-класс?
– Да.
– Где такой синтезатор можно купить?
– На ebay он 1–1,5 тысячи долларов стоит в любом состоянии. Их много, они разлетелись по всему миру, например, в студии компьютерной музыки Консерватории он есть. В свободной продаже их нет. В своё время он стоил 920 рублей.
А вот моя последняя разработка – это вообще редчайший инструмент, называется вокальный синтезатор. Он позволяет синтезировать мужские и женские голоса в нескольких звуках "а", "о", "у", "и"… Вот, например, в ансамбле есть солист, гитаристы, а подкладки вокальной нет, никто ансамблем петь не умеет, поэтому я разработал такую вещь в подмогу самодеятельному ансамблю, чтобы можно было вокальным звуком подпевать. К сожалению, его начали выпускать в конце 1991 года на "Векторе", уже практически без меня. Всего было выпущено штук 50 или 100. Это редкость.
Владимир показывает нам звук. Небольшая серая коробка поёт хором тридцати вокалистов. Звучит электронно, но очень похоже. Мальчики берут то низкие, то высокие ноты.
Если бы не было "железного занавеса", "Поливокс" вполне мог бы составить конкуренцию зарубежным аналогам. Редкий электронный инструмент в хорошем состоянии сейчас купить нелегко из-за большого спроса: свердловский раритет звучит современно и модно.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU