— Мы хотим, чтобы дом постепенно оживал, он ведь столько времени стоял пустым! А для того, чтобы это произошло, в здании должны поселиться люди, — научный сотрудник Дома Агафуровых Любовь Козырева поднимается по деревянной лестнице особняка на второй этаж и проводит рукой по резным перилам. — Это всё уже, конечно, новодел. Но восстановленный по архивным фотографиям и рисункам. На реставрации дом будет находиться ещё очень долго, и хорошо, что появилась возможность открыть в нескольких помещениях музейный клуб.
Новый музей появился в Доме Агафуровых на Сакко и Ванцетти, 28 в 2015 году. До этого особняк несколько лет был закрыт на реконструкцию, и можно было лишь снаружи разглядывать узорчатые наличники, резьбу на водосточных трубах и витражные окна.
Одну из комнат создатели музейного клуба превратили в коммуналку. Отыскали у себя, друзей и родственников вещи советского времени и оборудовали целую экспозицию с кроватью, шкафом, сундуком, ёлкой, самоваром, часами, разными вырезками из газет и плакатами. Только два экспоната — этажерка и стол — позаимствованы из фондов музея. Интересно, что, в отличие от большинства музеев, здесь все предметы можно потрогать, переложить на другое место, ёлку украсить, почитать книги или с детьми в игрушки поиграть.
— У дома богатая история. После того, как Агафуровы уехали, здесь была татаро-башкирская библиотека. А затем — педтехникум. С 1938–39 годов их стали расселять, но преподаватели остались и поделили дом на коммунальные квартиры. Так они и жили до 80-х годов, стараясь сохранить помещения в первозданном виде, — рассказывает Любовь Козырева.
По правилам, если здание находится на реконструкции, размещать в нём музейные экспонаты нельзя. Поэтому подлинных вещей Агафуровых вы не увидите. Чтобы как-то выйти из положения, научные сотрудники решили создать несколько проектов, посвящённых истории особняка. Два зала, например, посвящены реставрации дома.
— Вот розетки, с помощью которых восстанавливали лепнину, — показывает Любовь. — На плакатах — узоры, которые были изображены на линолеуме и на потолке, и по которым мы создавали новые. Можно потрогать подлинные оконные ручки, заслонку от печки, которые были ещё при Агафуровых.
Продолжение экспозиции — в следующей комнате. Она ещё не отреставрирована, поэтому можно увидеть, как выглядело помещение много лет назад. У стены — резная водосточная труба, напротив — зеркало, тоже собственность волонтеров. Рассказывая о нем, сотрудники музея вспоминают историю первого «селфи» братьев Агофуровых.
— Когда то в этой же комнате Агафуровы сфотографировали себя в зеркало. И позже эту фотографию нашли за зеркалом у стены, — рассказывает Любовь.
На столе лежит старый граммофон и папки с документами о реставрации дома. В них — чёрно-белые фотографии особняка, которые показывают, каким он был в 90-х годах, в момент передачи в собственность Свердловскому областному краеведческому музею.
Из зала члены семьи раньше выходили на веранду. Она существует и сейчас, но, к сожалению, не отреставрирована. К лету, говорят в музее, там откроется антикафе.
Ещё одна комната готова для размещения экспонатов, но пока ими не заполнена. В ней, а также в некоторых других комнатах, можно рассмотреть лепнину на потолке, восстановленную в точности такой, какой она была при Агафуровых.
Сами немногочисленные сотрудники музея сидят в комнате, в которой раньше располагался будуар невестки Агафуровых. Это, пожалуй, самое тёплое и самое светлое помещение. Посетители музея в него тоже могут зайти.
А вот на первый этаж вход пока закрыт — там ещё никто к реставрации не приступал. В комнатах лежат вещи, оставленные жильцами со времён коммуналки, части крыши, деревянные доски и экспонаты старых выставок, проходящих когда-то в филиалах Краеведческого музея.
— Мы не можем пускать туда людей просто потому, что там небезопасно, — объясняет Любовь — Но в музейном клубе и так будет чем заняться. Здесь регулярно будут проходить встречи, игры и квесты. А летом мы хотим сделать из сада хорошую зону отдыха для горожан.
— После революции 1917 года семья Агафуровых покинула наш город. Кто-то уехал в Японию, кто-то — в Казань. Мы собрали фотографии членов семьи, которые смогли найти. Пытались сообщить ныне живущим родственникам, что открылся музейный клуб. Но не знаю, дошла ли информация до них, — рассказывает Любовь Козырева.
Дом Агафуровых открыт со вторника по пятницу с 11:00 до 20:00. В выходные — с 10:00 до 18:00. Вход платный — 50–100 рублей. Дверь в музей постоянно закрыта, поэтому вам нужно будет нажать на звонок или, если никто не открывает (сотрудники могут просто не услышать сигнал, если будут находиться в дальней части дома), позвонить по телефону — +7 (343) 371–05–21.
А пока приглашаем на виртуальную экскурсию — в наш фоторепортаж:
Дом был построен в конце XIX века и известен огромными подземными сооружениями, которые купцы использовали под склад и погреб. Семья Агафуровых занималась торговлей во многих городах Урала и Сибири. Сначала они продавали фрукты и табак, а затем — золотые и серебряные изделия, часы, обувь, канцелярские товары, занимались благотворительностью. Второй дом Агафуровых, который расположен рядом, занимает представительство республики Татарстан в Свердловской области. Об этом особняке мы рассказывали в цикле «Деревянные сокровища Екатеринбурга».