За несколько минут до начала концерта на улице перед TeleClub толпились фанаты с красными розами, листовками со словами "Помним, любим, скорбим" и флагами с эмблемой группы. У некоторых на лицах были нарисованы колпаки шута или надписи "КиШ".
Со дня смерти лидера известной российской панк-группы "Король и Шут" Михаила Горшенёва прошло уже два года: он скоропостижно скончался 19 июля 2013-го в своём доме в Петербурге. По предварительным данным, причиной смерти стали наркотики.
Впрочем, фанаты верят, что их кумир жив.
– Мы приехали с подругой из Казахстана. Очень любим творчество Михи, живём с этой музыкой. Я мечтала увидеть Михаила на его концерте, но, к сожалению, побывала только на прощании. Он жив, мы в это верим, – говорит корреспонденту E1.RU одна из поклонниц "КиШа", Оксана Сасонко. Молодая женщина в футболке с изображением любимого артиста и проколотой бровью ведёт себя активнее всех, распевая перед концертом песни Горшка.
Ещё один фанат группы, Иван Сорокин, в память о Горшке наколол на руке татуировку "КиШа".
– С девяти лет именно с этой группы начал слушать рок, – пояснил Ваня. – Для меня это много значит, поэтому даже татуировку шута сделал.
Возбуждённую толпу, скандирующую "Хой!" и "Горшок жив!", наконец запустили в зал. Среди фанатов было много молодежи 22-27 лет. Возле специалистов, настраивающих звук для концерта, появился Егор Фёдоров, техник группы "Король и Шут" с 2004 по 2006 год:
– КняZz будет исполнять песни только "Короля и Шута", те, которые зрители давно не слушали вживую. Сегодня будет не хватать брутальности Михаила, того, как он себя вёл на сцене, какую он давал энергетику. Но, несмотря на это, песни будут "катить" так же, как и тогда, потому что они навсегда, на всю жизнь. Народ соскучился, ведь многие выросли на творчестве Горшенёва, – пояснил Фёдоров.
Концерт начался с минуты молчания:
– Почтим память нашего друга Горшка минутой молчания, – предложил Андрей Князев, близкий друг Михаила и второй солист бывшей группы "Король и Шут".
Свет потух. Тишина. Послышался надрывистый крик: "Горшок жив!", чуть позже кто-то начал петь: "За столом сидели…", но его быстро одёрнули и попросили замолчать. Спустя минуту концерт начался. В перерывах между песнями Андрей рассказывал истории про Михаила:
– Он был настоящим панком. В 16-17 лет Горшок покинул отчий дом, поселился в той квартире, в которой появился наш первый музыкальный коллектив. Начался новый пласт в развитии панковской темы. Этому человеку давали пенделя, но он всё равно не уходил, ему даже выбили средний зуб – однако и это не помогало. Горшок продолжал заниматься своей музыкой.
Фанаты отрывались по полной: хором пели песни, скакали и размахивали руками.
– У Горшка была первая жена, Анфиска, – рассказывал в перерывах между песнями Князев. – Они были практически как Сид и Нэнси (музыкант имеет в виду историю любви панк-рокера Сида Вишеза и танцовщицы Нэнси Спанджен. – Прим. ред.). Мы даже с ним тогда чуть не попрощались, потому что он сказал: "Всё, пацаны, настоящий панк должен слинять в районе 30 лет. Ну, максимум сорокет, потому что потом ты начинаешь стареть, становишься никому не нужным. Вот исполнится мне 30, я вас всех позову, сяду в машину и уеду. Всё, досвидос, вы меня больше не увидите". Мы думали, всё будет как в фильме: он уедет, а мы останемся.
После этих слов толпа загудела: все решили, что это объявление следующей песни "Прыгну со скалы", но это оказалось не так.
– Когда Горшок начал заниматься рок-н-роллом, – продолжал Князев, – ему было не интересно просто петь, ему нужно было самому проживать те образы, о которых он рассказывал людям, превращаться во всех этих ужасных персонажей. Добрые образы у него не получались, они были не похожи, потому что если бы он был добрым, кто бы тогда вас пугал?
– Я заметил, что он понимает шутки, которые другие не понимают. Мы любили шутить: я на словах, а он – на внешности, – говорил Андрей. – Все наши шалости обретали двойной смысл. У него была музыка, у меня – тексты. Так всё и началось. Однажды на концерте акустического альбома он подошёл ко мне и на ушко сказал: "Андрюха, всё хорошо, но ты понимаешь, что этим мы панк-рок не двинем". За это движение он бился всю свою жизнь, и мы продолжим его дело.
Фото, видео: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU