E1.RU представляет очередную часть проекта, посвящённого "каменным сокровищам" Екатеринбурга – самым красивым и необычным каменным зданиям, уцелевшим в городе. Ранее мы рассказывали про Уральскую консерваторию, Дом актёра, Дом купцов Коробковых, Дом Бардыгина, "Воинский вокзал", Дом мукомольного магната Первушина, Театр оперы и балета и Вознесенскую церковь.
Сегодня мы расскажем о здании Свердловской государственной филармонии. В 1915 году его начинали строить как деловой клуб для "отцов города" – промышленников и купцов. А заканчивали через 11 лет – как клуб для инженеров и работников народного хозяйства.
Этот резкий поворот хорошо ощущается в самом здании. Снаружи филармония – это монументальный неоклассицизм и модерн: башенки, колоннады, овальный балкон, витражи, c барельефами и лепниной. А внутри – роспись с изображением герба Советского Союза и стены с картинами из жизни колхозников.
В 1936 году Свердловский облисполком решил сделать в здании филармонию. Она стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской.
Уже больше четверти века филармонию возглавляет Александр Колотурский, который, кажется, занимал этот пост всегда. Специально для E1.RU он вспомнил свои впечатления от первого прихода в филармонию в качестве руководителя и рассказал любимые истории про неё.
– Когда я пришёл в филармонию в конце 1980-х, в здании чувствовалась потёртость. Причём не красивая, не благородная, а лишь от времени и времянками же заделанная, – вспоминает Колотурский. – Затёртый и вытоптанный мрамор на лестницах, плитка, местами замазанная цементом, был один общий туалет для женщин и мужчин, в "голубом фойе" была вечно сырая штукатурка и обрушался потолок. В общем, филармония не представляла из себя храма культуры, это было обыкновенное здание.
Но были детали, которые, по словам руководителя филармонии, говорили, что это необычное сооружение.
– Первая деталь – с момента постройки на полу лежала красивая плитка, многогранная. Когда мы её убирали в 90-е, видели на обратной стороне надписи Bosch и год – 1916. Ну убрали и убрали. А потом я ездил в Германию, на родину Энгельса, в Вупперталь. Зашёл там в концертный зал, а на полу лежала плитка, такая же, как была у меня в зале, – рассказал Александр Колотурский. – Я сказал об этом немцам, которые меня сопровождали. Те очень удивились, стали спрашивать, куда я её дел. А я говорю – у меня её таджики убрали. На полу же такие дыры были! Они за голову схватились: "Этой же плитке цены нет! Вы бы могли недостающую докупить у нас на аукционе".
– Вторая деталь – еду я в Вену и в главном зале города, где проходят каждый год концерты Венского филармонического оркестра, вижу кресла – как в моём зале в Екатеринбурге… Тесные, деревянные. В них страшно неудобно было сидеть: они так плотно стоят, что коленки не влезали. У нас их в своё время и поменяли. А они их наоборот десятилетиями хранили – они для акустики хороши, – рассказал Колотурский.
– Третий и последний момент – когда мы реконструировали здание, заказали обследование, – рассказал Колотурский. – Эксперты, когда зашли на чердак, ахнули. Сказали: у нас в России таких технологий в начале века не было: потолок в зале полностью монолитный, толщиной 10 сантиметров. Держится на клёпаных балках. Такие технологии были в начале века только в Германии. На Урале такого даже не видели.
Поэтому он считает, что к строительству привлекались немецкие специалисты, которые помогали местным архитекторам технологиями. Хотя официально об этом не сообщалось.
Во время реконструкции в 1990-е в здании поставили пластиковые окна. Тогда это была невиданная роскошь, и найти людей, которые бы взялись за создание нестандартных стеклопакетов, было очень трудно. В зале окна в девяностые заложили кирпичами – для улучшения акустики, чтобы звуки улицы не мешали слушателям и музыкантам.
А когда делали вентиляцию в зале, использовали те же вентиляторы, что и в Лувре. Подходящего по мощности оборудования в России просто не нашлось. Раньше вентиляция в зале была естественной – в куполе зала было восемь отверстий, которые кончались большой трубой выше крыши, и было, мягко говоря, душновато.
При Колотурском в филармонии выступали сотни артистов и проходили десятки мероприятий. Мы попросили его вместе с помощниками рассказать свои любимые истории за прошедшие 25 лет – приоткрыть закулисье больших событий, с которыми было связано его учреждение.
Первое крупное мероприятие, которое приняла филармония в руках Колотурского, – губернаторский бал 1994 года. Он традиционно проводился Екатеринбургским Общественным собранием до Первой мировой – на него собиралась элита екатеринбургского общества, к которой вечером присоединялось руководство города.
Сделали всё со свойственным девяностым размахом: чартерный самолёт из Санкт-Петербурга привез артистов и выездную делегацию элитного ресторана "Невский" – персонал с блюдами и приборами. Гуляла вся элита города во главе с губернатором с 10 вечера до 6 утра. В 1995 году бал получил статус благотворительного и стал скромнее.
Сам Колотурский говорит: "Если рассказывать про тот бал всё целиком, как было, то можно сразу идти в тюрьму". Фото с того мероприятия, нам, кстати, так и не смогли найти в архивах филармонии.
А в 1997 году в только что отремонтированный зал филармонии приехали на концерт Хиллари Клинтон и Наина Ельцина. Заместитель директора по развитию и работе с благотворителями филармонии Алла Васильевна Петрова-Лемачко вспоминает: было заметно, что первые леди друг друга не очень хорошо переносили.
– Специально для них мы не стали освобождать места и пересаживать слушателей, которые заранее купили билеты. Предоставили места в центре зала для первых леди и их охраны. Остальных гостей рассадили на свободные места по всему залу. Концерт нашего оркестра был хороший. Первые леди его по достоинству оценили. Что запомнилось в Хиллари Клинтон, так это её совершенно ледяные глаза, несмотря на улыбку, – вспоминает Алла Васильевна.
Кстати, по рассказам замдиректора, один из охранников Клинтон из американской службы безопасности – афроамериканец, влюбился в сотрудницу филармонии. Он признавался ей в любви, даже сватался и звал в США. Но уральская красавица осталась непреклонной.
В том же году в филармонии спасали орган. Построенный в 1973 году, он за два с хвостиком десятилетия стал разваливаться – мягкий металл стал гнуться под собственным весом. На ремонт нужно было 110 тысяч немецких марок. Деньги собирали всем миром. Впервые в России объявили благотворительную акцию по сбору средств. Сейчас это обычное дело, а тогда было в новинку. Даже школьники приносили филармонии деньги, сэкономленные от завтраков, в мешочках с пометкой "взнос 3Б класса". За лето 1998 года орган отреставрировали, и он вновь начал работать.
В 2009 году в филармонии участники саммита ШОС встречались с Владимиром Путиным. Как легенду, сотрудники филармонии до сих пор пересказывают друг другу рассказ про голодных снайперов.
– Глава государства задерживался на два часа, и все были прикованы к своим местам: была чёткая рассадка и уйти возможности не было, встреча могла начаться в любую минуту. Сидели министры, бизнесмены, иностранные гости, – рассказал Колотурский. – А ещё за шесть часов на самой высокой точке зала, над сценой, посадили снайперов. Они настолько измотались в ожидании начала, что спускали сверху к музыкантам оркестра верёвочки или ниточки, к которым оркестранты привязывали конфеты, чтобы снайперы могли поесть.
За длинную историю здания филармонии в нём выступали Сергей Лемешев, Иван Козловский, Леонид Утёсов, Владимир Маяковский, Геннадий Рождественский и Максим Шостакович, Гидон Кремер и Татьяна Гринденко, Виктория Постникова и Андрей Гаврилов, Владимир Спиваков и Юрий Башмет, а также сотни других знаменитостей.
В 2016 году филармония отмечает 80-летие (а здание – 90-летие). К юбилею решено возобновить строительство репетиционно-артистического корпуса, замороженное 7 лет назад. Двухэтажное сооружение во дворе здания, у сада Вайнера, закончат строить к лету. Там будут размещаться репетиционные залы для оркестра и хора, артистические комнаты, склады для музыкальных инструментов, гараж, мастерские для рояля и арф и многое другое.
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU