Концертный график Дениса Мацуева расписан до 2018 года, но, несмотря на это, пианист уже во второй раз за последний месяц приезжает в Екатеринбург. Накануне он вместе с уникальным камерным оркестром "Вена-Берлин" дал концерт в Свердловской филармонии. А за четыре часа до этого зашёл в редакцию E1.RU, чтобы ответить на вопросы наших читателей.
– В одном из интервью вы сказали, что проводите дома всего лишь 45 дней в году. Хочется понять, как вы чисто физически выдерживаете этот график?
– На самом деле сейчас уже 28 – год от года эта цифра снижается. Всё дело в том, что обожаю сцену – это место, где хочется быть постоянно. Сцена – это праздник. Сейчас у меня около 220 концертов в сезон – это огромное счастье встречаться с публикой на разных континентах.
Каждый концерт, с одной стороны, это испытание, а с другой – это место отрешения, когда я могу общаться с великой музыкой и своей публикой. Конечно, с физической точки зрения такой график очень непрост, но пока сибирская основа позволяет мне его выдерживать.
– Интересно, что вы за последние две недели во второй раз приезжаете в Екатеринбург. С чем связана такая любовь?
– Во-первых, это особая любовь к городу, региону, оркестру, Дмитрию Лиссу, Александру Колотурскому. В этом месяце два важных повода. Наверное, мы поставили рекорд 6 мая, когда сыграли три концерта Чайковского в один вечер. Нынешний же приезд – это подарок екатеринбургской публике, поскольку мы приехали с одним из лучших камерных оркестров мира "Вена-Берлин". Он состоит из десяти музыкантов Венского оркестра и десяти – Берлинского. У нас с ними идёт мировой тур. Когда мы планировали его, то я не мог обойти стороной Екатеринбург. Публика должна услышать жемчужину камерных оркестров мира.
– Вы даёте более двухсот концертов в год. Вы в городах, где играете, ещё что-то замечаете, кроме зала?
– Конечно. Мы вчера ехали с Александром Николаевичем Колотурским (директор Свердловской филармонии. – прим. ред.) из аэропорта, и я вспомнил свой первый приезд сюда в 1994 году. Было очень мрачно и темно. Это мои первые впечатления от Екатеринбурга. Как здорово, что сейчас Екатеринбург стал абсолютно европейским городом со своим лоском, темпоритмом, особым обаянием.
В первую очередь, конечно, Екатеринбург для меня связан с филармонией, которая за последние двадцать лет стала не только одной из ведущих в стране, но и примером для других, как можно развивать это направление. Многие теперь копируют систему Колотурского. Я мечтаю о том, чтобы в Екатеринбурге появился новый концертный зал, потому что город достоин этого. Нынешних 740 мест очень мало.
– Вам не обидно, что элитарные классические исполнители для массового зрителя не очень доступны?
– Для меня очень дорога та публика, с которой мы вместе прошли последние 20 лет. Я в Московской филармонии делаю 12-й год абонемент – три-четыре концерта, куда я приглашаю выдающихся музыкантов. В среднем получается 1 000 рублей за концерт. И для Москвы это абсолютно доступно. Безусловно, когда происходят разовые концерты, то цены бывают высокими. Понимаю почему, но стараюсь с этим бороться.
– Я знаю, что у вас есть вторая страсть – футбол. Откуда у вас это?
– С детства – от бабушек. Они были очень страстными болельщицами "Спартака". Они вели таблицы матчей, собирали фотографии. Они привили мне страсть к театральному футболу, в который всегда играл "Спартак" – кружева, забегания, короткий пас, непредсказуемость, паузы, которых сейчас нет. К сожалению, за последние 13 лет мы не выиграли ни одного турнира. Но настоящий болельщик проявляется не во времена триумфа.
– Екатеринбургские болельщики "Спартака" попросили передать им привет.
– Ребята, мы – "спартачи"! Для нас это святое слово. Здорово, что народ ходит на стадион. Мы все переживаем за наш клуб, который сейчас борется за шестые-седьмые места. И каким-то внутренним чувством я понимаю, что мы вот выкарабкаемся из этого состояния. Я не помню этого, но, когда "Спартак" в 77-м опустился в первую лигу, то на драйве быстро вернулся обратно. Тогда зародился уникальный состав. Считаю, что такие пощёчины, которые нам приходится испытывать, сделают нас сильнее. Давайте выпьем за святую к футболу любовь, сплотимся и будем верить и любить наш "Спартак".
– Елена Стихина спрашивает: "Если бы глухой человек вдруг обрёл слух, то что бы вы первое ему сыграли?"
– Тему из Третьего концерта Рахманинова. Это гениальная тема, которая открывает этот фантастический концерт. В ней передана вся широта нашей природы, уникальных просторов. В эту музыку невозможно не влюбиться.
– Я, как и многие мои сверстники, ходил в музыкальную школу, но сразу после окончания убрал инструмент в шкаф и больше не прикасался. Надо ли заставлять детей ходить в музыкальную школу?
– Заставлять – плохое слово. Ребёнок должен быть ребёнком, но в какой-то момент надо направить его на путь истинный. Но тут важно не отбить тягу к музыке. Для общего развития ходить в музыкальную школу – очень неплохое занятие. Даже если ребёнок не станет гениальным музыкантом, то это пойдёт ему на благо, откроется новое полушарие. Современный ребёнок должен успевать всё.
– Мария спрашивает: "Были ли вы в музее Чайковского в Алапаевске"?
– К сожалению, нет. Хотел побывать там 6 мая, но прилетел слишком поздно. Мне очень нравится это начинание, потому что Чайковский тут какое-то время жил. Я был в Воткинске, Клину. Так что обязательно приеду – обещаю.
– Ещё один вопрос от читателей: "Вы бы что посоветовали делать музыкантам, которые окончили консерваторию или училище, а потом работают на банкетах"?
– Это, конечно, трагедия, когда ты не востребован. В лучшем случае ты устроишься в музыкальную школу и будешь играть кое-какие концерты, а в худшем – люди просто завязывают с этой профессией. Сейчас Россия обладает возможностью для проявления этого таланта: различные фонды, фестивали... Но где бы вы ни играли, вы должны делать это честно. Поверьте, я играл не только в "Карнеги холл". В Екатеринбург я раньше приезжал в плацкарте и играл без гонорара.
– Некоторые наши читатели отмечают ваше сходство с вице-мэром Екатеринбурга Высокинским. Вы случайно с ним не знакомы?
– (Смеётся) Нет, не знаком, но буду рад увидеть его на своих концертах.
– У нас вчера депутаты отличились, приняв закон, запрещающий продавать алкоголь до и во время концертов. Вы как к подобным нормам относитесь?
– Безусловно, когда есть маразм в некоторых законах, то понять очень сложно. Я не очень большой поклонник алкоголя, хотя люблю красное вино и собираю его, разбираюсь в нём. Я вообще вино сравниваю с музыкой, в каждом вине есть своя эпоха и стиль. И всё же мне подобные законы кажутся странными – всё-таки это не футбол, где есть дикие болельщики. Есть же традиция в Большом театре в антракте выпить бокал шампанского и заесть его "Мишкой косолапым". После этого второе отделение слушается совершенно по-иному.