В мае 2015-го в Екатеринбурге открылась выставка, посвящённая 30-летию Свердловского рок-клуба. Организаторы собрали документы, фотографии, музыкальные инструменты, концертные костюмы и артефакты, связанные с историей рок-музыки в Свердловске. Как рассказал дедушка уральского рока Александр Пантыкин, экспозиция на 80 процентов состоит из его частной коллекции и построена на основе дневников.
— Вся экспозиция не смогла уместиться в небольшом здании Музея истории Екатеринбурга. Но, думаем, в следующем году будет продолжение и даже открытие музея рок-клуба, — рассказал Пантыкин.
Мы прогулялись по экспозиции накануне открытия и предлагаем вам подробнее познакомиться с экспонатами.
Экспонат № 1. Легендарный чёрный костюм Вячеслава Бутусова, лидера группы «Наутилус Помпилиус». Его полностью восстановили на кафедре дизайна одежды архитектурной академии по эскизам, фотографиям и видеозаписям концертов.
— Когда Бутусов приезжал в Екатеринбург, он увидел этот костюм и очень удивился тому, как точно воссоздали его и смогли подобрать ту самую ткань, — рассказал E1.RU Дмитрий Карасюк, организатор выставки.
Экспонаты № 2 и 3. Рядом с костюмом Бутусова на подиуме разместили подлинные костюмы Владимира Шахрина и Александра Пантыкина.
Экспонат № 4. Самодельная гитара свердловского мастера Николая Зуева. Он делал гитары на уровне мировых стандартов, создавал инструменты для музыкантов со всех концов Советского Союза.
— Он специально искал хорошие породы дерева, крышки от старых роялей, потому что звучание электрогитары на 80 процентов заключается именно в материале, из которого она изготовлена. На этой гитаре раньше играла группа «Ева».
Экспонат № 5. Гитара Сергея Чернышова, на которой он играл в группе «Апрельский марш». Именно этой гитаре посвящена песня My Small Black Girl Guitar, которая долго держалась в лидерах хит-парадов.
Экспонат № 6. Саксофон Алексея Могилевского, на котором он играл в группе «Наутилус Помпилиус».
— Звуки этого саксофона можно услышать и в альбомах «Насти», «Агаты Кристи» и в других. Алексей самый первый откликнулся на наше предложение и разрешил взять свой саксофон на выставку, — пояснил Дмитрий Карасюк. — Я приехал на Уралмаш к его маме и забрал. Не играли на инструменте лет двадцать.
Экспонат № 7. Это кинокамера, на которую снимались первые свердловские клипы. На неё снят в том числе клип «Ассоциации» «Я такой же». Это был первый киноклип Свердловского рок-клуба, его даже демонстрировали во время концертов на экране.
— Рядом, в круглой коробке, одна из частей полнометражного фильма о свердловском роке «Сон в красном тереме», который в 1989 году снял Кирилл Котельников.
Экспонат № 8. Полуакустическая гитара Шахрина. На ней играли в разное время и Юрий Шевчук, и Борис Гребенщиков.
— Гребенщиков однажды как-то наступил на неё, и там трещина осталась. А под гитарой вы можете увидеть кеды Макса Ильина, лидера группы «Собаки Качалова». Эти кеды протёрты до дыр на подошвах, именно из-за нажатия на педаль электрогитары.
Экспонат № 9. В центральной части экспозиции также представлен магнитофон Александра Гноевых по прозвищу Полковник (советский и российский звукорежиссёр, музыкальный продюсер, записывал начиная с 1980-го многие ставшие культовыми альбомы групп «Сонанс», «Трек», «Кабинет», «Наутилус Помпилиус»).
— На магнитофоне был записан первый свердловский альбом «Шагреневая кожа» группы «Сонанс». А наушники, которые там лежат, создавались специально для этой записи, — отметил Дмитрий.