Светлана Сурганова (лидер одноимённой группы, которую она создала, покинув коллектив группы "Ночные снайперы" в 2002 году) вместе с коллегами привезла в столицу Урала свою новую программу и свой новый альбом "Игра в классики", с которым в понедельник вечером выступит на сцене Дворца молодёжи. "Сурганова и оркестр" в рамках тура по России прибыли к нам автобусом из Челябинска, чудом не встретив снегопад и многокилометровые пробки на трассе.
Светлана Сурганова начала писать песни в 14 лет. Воспитывалась приёмной матерью. В течение девяти лет вместе с Дианой Арбениной (с 1993 по 2002 годы) занималась музыкальным творчеством в группе "Ночные снайперы". Сурганова – одна из немногих исполнительниц на российской сцене, которая открыто заявляет о своей гомосексуальной ориентации, однако при этом не скрывает, что у неё есть романтическая дружба с парнем.
За день до выступления Светлана Сурганова рассказала E1.RU, почему Макаревичу и Арбениной устроили показательную порку, когда российские артисты смогут зарабатывать не только на концертах, но и на продаже дисков, как её новый альбом стал самым продаваемым в музыкальной библиотеке iTunes и откуда в свежей программе непривычный для группы электронный бит.
– В Екатеринбурге и ряде других городов были отменены предстоящие концерты Андрея Макаревича и Дианы Арбениной. Свою поддержку коллегам по цеху высказали только единицы уральских музыкантов, хотя теоретически, как мне кажется, такое может произойти с каждым. Что вы думаете обо всё этом?
– В нашей стране артисты зарабатывают деньги именно живыми концертами, а не, как за рубежом, с продажи дисков. И это значит, что этих артистов лишили их заработка. Это одна сторона, материально-бытовая. С другой – очень жаль, но есть ощущение, что просто нашли козлов отпущения и устроили показательную порку, чтобы другим артистам неповадно было. И, как мне кажется, абсолютно безосновательно. Что касается Дианки, там народ, конечно, поднялся, и была петиция в интернете в поддержку её концертов, которую организовали поклонники. Я её тоже подписала, высказав свою точку зрения. Касаемо Андрея Вадимовича, уже после всех этих событий у нас была с ним и с фондом "Доктор Лиза" совместная акция в поддержку детей из Донбасса, которых нужно было срочно отправлять на лечение.
Это не последние артисты в нашей стране. Они сформировали музыкальные вкусы у нескольких поколений, и страна может гордиться ими... С точки зрения людей, которые принимают решение вот так игнорировать этих музыкантов – это некрасиво. Это не делает им чести. Если бороться и оказывать какое-то давление, то не такими способами и не на этом поле. Мы так мучительно отходили от цензуры в нашей стране и вдруг опять возвращаемся. Довольно тревожный регресс.
– Можете описать свои ощущения одним словом? Грустно? Печально?
– Это страшно. При этом я понимаю, что я так же могу со всем вышесказанным попасть под раздачу. Но если меня спрашивают, я отвечаю. Я высказываю свою гражданскую позицию.
– Вы упомянули про гонорарные формулы, которые у российских и западных артистов сильно отличаются. Как вам кажется, есть шанс, что музыканты в России когда-нибудь будут зарабатывать не на концертах, а именно с продажи альбомов?
– Я стараюсь мыслить позитивно и оптимистично. Шанс есть. Но в нашей стране это пока в рамках чуда. При этом есть множество возможностей отблагодарить музыканта, купив трек в Сети. Мы всё равно потихонечку придём к культуре оплаты за интеллектуальную собственность. Я очень надеюсь.
– Некоторые исполнители, видимо, осознавая реальность, сами распространяют свои записи в интернете. Но если попробовать идеализировать ситуацию и представить, что все слушатели платят за все композиции, билеты на концерты станут дешевле?
– Шоу-бизнес не может опуститься ниже какой-то финансовой планки. Это аренда помещений, оборудования, свет, звук, гонорары артистам. Размер гонорара тоже зависит от востребованности и популярности музыканта. Поэтому от того, что песни будут продаваться, концерты вряд ли будут дешеветь. Это разные истории. Каждый концерт – это живая энергетика, это уникальная возможность почувствовать энергию любимого артиста.
– А что вы думаете о своих поклонниках, которые бесплатно качают вашу музыку в Сети? С одной стороны, они однозначно это делают и ломают ту идеальную модель, в которой обладатель авторства зарабатывает с продажи дисков, с другой – это всё-таки люди, которые любят вас...
– Значит, у этих людей пока нет возможности, либо нет культуры. Придёт время, и они, наверное, такую возможность получат и воспитаются в правильном ракурсе. Всему своё время. Это ведь перестройка сознания. Но, кстати, наш альбом активно покупают в iTunes, и он пока в российском сегменте самый скачиваемый на протяжении последних двух-трёх недель. И вот за это мы благодарим наших поклонников. Эти люди уже на другом этапе сознания. Это зрелые личности.
– Вы приехали в Екатеринбург из Челябинска, до этого были в Перми. К разговору о городах... Есть такая фраза о Екатеринбурге – "третья культурная столица России". Как вам кажется, у нас, жителей города, есть основания так полагать? Или мы это сами себе придумали? А может быть, так вообще в каждом городе говорят? Ведь соседняя с нами Пермь, с её театральной и балетной школой, запросто может тоже так себя называть.
– Всё-таки так говорят не в каждом городе. Миф не рождается на пустом месте. Но, что касается Перми, я могу согласиться. Они тоже претендуют на это звание. С их театром оперы и балета, это на самом деле ещё одна культурная столица. Но мне кажется, чем больше таких столиц, тем лучше. Просто пусть все города будут такими и гордятся тем, что они культурные и тем, что у них множество событий. И театры, и кинематограф, и альтернативное искусство, и симфоническая музыка. Ведь это всё то, что нас очеловечивает. Духовное развитие – это смысл нашего существования, а искусство призвано духовно развивать человека, поднимать его над обыденностью, справляться с агрессией и непониманием.
– А вы посещаете театр?
– По возможности, да. Это для меня всегда очень волнительное и важное событие. Один из моих последних культурных шоков – посещение спектакля "Алиса" с Алисой Фрейндлих в главной роли. Сложно на него попасть, очень ограниченное количество билетов и посадочных мест, но я смогла побывать на нём аж два раза.
– Теперь к вашему новому альбому и к новой программе, которую вы представляете в Екатеринбурге в понедельник. Я правильно понял, что там все песни новые?
– Новыми песнями я называю те, которые в подавляющем большинстве не были опубликованы и профессионально записаны ранее. Они существовали только в каких-то домашних любительских записях. Одни из них настолько почтенны, что некоторые люди столько не живут. Мария Савкина, которая на самом деле является виновницей всего этого торжества, создала великолепные струнные аранжировки, которые и стали концепцией этого альбома. Они выгодно отличаются и по форме, и по содержанию от общего музыкального вектора, который сейчас существует. И это первый в истории существования нашего коллектива именно альбом, а не сборник песен.
– Перед интервью я послушал записи из студии у вас на сайте и встретил там весьма нехарактерные для вашего творчества технические сэмплы и компьютерный бит...
– Да, это достаточно нестандартная ситуация для наших живых выступлений и записи альбома. Обычно мы используем живые барабаны и перкуссию, а здесь у нас только электронная ритмическая составляющая с небольшим вкраплением живой перкуссии в виде шейкера. Всё остальное программинг. И на живых концертах мы работаем под плейбэк. Это не секрет, и многие коллективы так сейчас делают. Как раз в плейбэке звучит ритмическая поддержка, которая держит каркас и цементирует наше звучание. Такие нестандартные и сложные пульсации для скрипичных партий вообще нетипичны. Это что-то уже джаз-роковое и танцевальное с элементами классики.
– Мария, вопрос вам как автору музыки. Этот бит здесь оказался, чтобы как-то осовременить звучание?
– Ритмическая составляющая осовременивает любую музыку. Можно даже взять классику, подложить на современный ритм, и это будет слушаться и восприниматься большим количеством людей. Мы привыкли отстукивать себе ритм жизни, потому что наша жизнь очень динамична. Ещё древние племена танцевали под бит. Музыка изначально была ритмическая. Пульсация – это основа. Это как биение сердца. Но в своих вкусовых предпочтениях можно держаться исключительно на этом, а можно идти дальше. Ведь после первородной ритмической музыки появилась другая… Теперь мы отчасти обратно возвращаемся. Но я надеюсь, что мы совсем до конца, до "туц-туц-туц", не спустимся.
– В таком случае, эту программу вы бы скорее назвали камерной или стадионной?
– Не могу сказать, что это стадионная программа. Хотя при определённом оснащении, с элементами шоу и живым барабаном – вполне себе стадионная история. Мы об этом думаем, и на наших живых концертах в Москве и Санкт-Петербурге уже будут барабанные установки.