Гостем редакции E1.RU в минувшие выходные стал Иван Алексеев, известный как Noize MC. Музыкант приехал в Екатеринбург, чтобы представить свой новый альбом Hard Reboot.
В студии Е1.RU Noize MC рассказал о своём новом альбоме, премьере фильма и высказал свою позицию по поводу Украины и травли музыкантов.
— Сегодня ты выступишь на площадке Tele-Club, где представишь свой альбом. Расскажи, пожалуйста, что это за пластинка, как она называется, чему посвящена?
— Этот альбом называется Hard Reboot, или «Жёсткая перезагрузка». Этот альбом посвящён именно жёсткой перезагрузке в разных её ипостасях. Это очень психологичная пластинка, она носит личный характер. В отличие от большинства наших записей, там преобладают песни именно с упором повествования о внутреннем мире, каких-то переживаниях, не связанных с социальным устройством и язвами нашего общества.
Так называется и наш фильм, который мы выпустим весной. И, скорее всего, всё началось с фильма. Мой давний знакомый Андрей Кудиненко, он же режиссёр фильма «Розыгрыш», в котором я дебютировал как актёр, предложил мне в самом начале 2013 года снять фильм о нашей группе.
— Документальный?
— Нет, это художественный фильм, основанный на реальных взаимоотношениях реальных людей. Предпосылками к этому фильму были наши трудности, особенности, которые приобрёл наш коллектив за долгое время существования. Но сюжетная канва фильма в жизни проявить себя не могла. Это такой мистико-эзотерический музыкальный фильм, в котором найдётся место и всевозможным гэгам (комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость. — прим. ред.), будут и смешные моменты. Документальный материал мы тоже использовали, но его не так много. Он скорее задаёт, а точнее придаёт некую атмосферу и достоверность происходящему. И, собственно, четыре песни, которые были написаны до выхода альбома «Неразбериха» — это наша предыдущая пластинка, вошли в этот фильм изначально. Они были исполнены там непосредственно участниками событий вживую. Фильм повествует о музыкантах, которые, переживая свой коллективный кризис, отправляются за пределы города и поселяются в заброшенном доме, где и пытаются заново понять друг друга, но это не очень то у них получается.
— Заинтриговали, хочется уже посмотреть фильм. Я знаю, что картину планировали представить уже осенью, но потом перенесли на весну…
— Да. Мы не успеваем доделать фильм, и сейчас очень сложно получить прокатное удостоверение. В общем, я подозреваю, что нам предстоит долгая битва со всевозможными структурами.
— А какие проблемы могут возникнуть?
— Главная проблема — это выдача прокатного удостоверения. Это проблема, которая может помешать тому, чтобы фильм шёл в кинотеатрах. Сейчас все трубят о смерти независимого кино в связи с новыми законами, которые касаются кинематографа. Если раньше можно было показывать фильм, не получивший прокатное удостоверение, каким-то образом его демонстрировать, договорившись с кинотеатрами напрямую, то теперь любой показ фильма обязан быть санкционирован соответствующими структурами. Плюс ко всему, в фильме содержится ненормативная лексика — что с этим моментом делать, пока что непонятно. Однозначно его версия без купюр в каком-то виде всё равно будет доступна, но если, например, раньше в кинотеатрах существовало возрастное ограничение и если была обсценная лексика в фильме, то теперь это невозможно. Непонятно, насколько мы сможем сохранить художественную ценность фильма, убрав оттуда соответствующую лексику.
— Тем более недавно был принят закон о мате.
— Да и закон о мате в том числе очень мешает независимому кино, которое стремится выражать чувства своих героев без прикрас, скажем так. Что уж греха таить, для изображения определённых ситуаций эти слова совершенно необходимы. Но это никого не волнует там, где принимаются эти законы. Там считают, что если запретить ненормативную лексику сверху, то люди сразу же станут чище, лучше и добрее, и им не захочется эти слова использовать. Но, к сожалению, жизнь устроена иначе, и для того, чтобы люди меньше матерились, наверно, нужно поработать над другими социальными проблемами, и тогда, может быть, действительно что-то изменится. Просто запрещать эту лексику на таком уровне, мне кажется, это глуповато.
— Я предлагаю перейти к вопросам наших читателей, которые нам присылали со вчерашнего дня. Первый вопрос: «На выступлении в Самаре наркополиция устроила облаву прямо на концерте. Такое раньше случалось? И связанно ли это с выступлением на Украине (музыкант выступил во Львове с украинским флагом)?»
— Такого раньше на наших концертах не случалось. Я так понимаю, что для наркополиции города Самары это был тоже новый опыт. Они, видимо, привыкли накрывать рейвы (массовая дискотека с выступлением диджеев. — прим. ред.). Было очень смешно наблюдать, когда они выбежали и пытались диджея заставить выключить всю музыку, недоумевая как это так — он всё выключил, они захлопнули ему ноутбук, а у них за спиной кто-то стоит и на гитаре играет. У них не очень получалось понять, что диджей не всегда настолько управляет происходящим, как им хотелось бы.
Связано ли это как-то с выступлением на Украине? Друзья, я просто сообщу вам несколько таких фактов, даже достаточно одного факта, что, например, на следующий день в Нижнем Новгороде наркополиции не было, но зато на этот раз искали бомбу. Налицо определённое беспокойство властных силовых структур по поводу того, что на концерте Noize MC может произойти что-то ужасное и плохое. Но мы спешим их успокоить: от лица всей группы заявляю вам, дорогие наши друзья в погонах, на наших концертах всё чинно, прилично и благородно. Там нет ни бомб, ни наркотиков, поэтому перестаньте их там искать, пожалуйста.
— Мы можем повторить историю, которая произошла на Украине?
— Да, я расскажу, как всё было. Мы выступали во Львове на фестивале «Захид». Это было наше второе выступление на этом фестивале. Это замечательное мероприятие с прекрасным лайн-апом (список заявленных артистов. — прим. ред.). Никаких антироссийских настроений замечено не было, и пресловутые все националистические кричалки и всё, чем обычно пугают людей, которые никогда не бывали на Западной Украине — всё это отсутствовало.
У нас есть песня совместно с группой «Вопли Видоплясова» — это наш ремикс на песню «Танцы», их давний хит 89-го года. Половина этой песни написана на украинском языке — это оригинальный текст — и половина собственно досочинённые мной куплеты. Во время исполнения этой песни я показываю всем присутствующим на концерте один нехитрый танец. Для этого я подошёл к краю сцены и в процессе объяснения увидел, что девушка с первого ряда протягивает мне флаг. Для того, чтобы исполнить единственную песню, в котором есть украинский язык, я посчитал, что уместно взять флаг страны, где я выступаю. Держал его в руках где-то секунд тридцать. Но что из этого сделал канал НТВ, вы, наверно, все видели. Никаких воинственных смыслов я в этот акт не вкладывал, и я вообще против войны, против вооружённых действий и против людей, которые силовыми способами пытаются решить социальные проблемы. За этим всем одновременно грустно и смешно наблюдать. Сегодня все, кто не хочет участвовать в травле российских и украинских граждан друг с другом, поливаются грязью с одной или с другой стороны. В этом не хочется абсолютно участвовать, но, видимо, не участвовать нельзя по определению, потому что, если ты высказываешься за мир — та сторона, которой это удобнее трактовать как поддержку какой-то из сторон, будет, видимо, макать тебя лицом в грязь, пока это всё не закончится.
— Игорь спрашивает: «Иван, будешь ли ты в будущих треках упоминать темы космоса и инопланетных материй, как в песнях «На Марсе классно», «Вселенная бесконечна» и «Сгораю»?
— Забавный вопрос. Вообще тема космоса мне интересна и близка, но я ничего не знаю о тех песнях, которые я напишу потом. Пока их не написал, у меня нет чётких планов какие темы там затронуть, какие образы использовать и к какой эстетике обращаться. Космос мне интересен с детства, поэтому периодически в песнях есть такие мотивы.
— Евгений спрашивает: «Хотите ли вы, чтобы ваши дети стали музыкантами?»
— Да, у меня есть два сына: Васе 4 года, Мише — 2,5. Хотел бы я, чтобы они стали музыкантами? Скажем так: я бы не расстроился, если бы это произошло. Наверное, мне бы было чем им помочь и как-то их поддержать, потому что основы и все превратности этой профессии мне известны. Но склонять каким-то образом к этому сознательно я их не стану. Самое главное — это дать ребёнку выбор, помочь ему определиться с тем, что он действительно хочет, а не навязать ему свою волю. Моя мама, например, не хотела, чтобы я стал музыкантом. Даже в какие-то моменты, можно сказать, отчаянно не хотела, но в итоге очень уважала то, что я всё-таки добился своего. Просто это научило меня тому, что противодействовать желанию ребёнка не стоит. Это не вызывает ничего, кроме ощущения давления, в этом позитивного ничего нет, поэтому я хочу дать им полную свободу в этом плане.
— Дима Окулов пишет: «Здравствуй, Noize MC! Мне очень нравится твоё творчество, хотя фанатом я не являюсь. Я считаю, что в нашей стране не хватает того направления музыки, которым занимаешься ты, и поэтому хочу спросить: думал ли ты о том, чтобы заняться продюсированием? Может, ты уже занимаешься?»
— Мне лень, если честно, и нет времени. И более того, я уважаю артистов, которые сделали себя сами. И сами решают, как им звучать, какими им быть. Собственно, это с продюсированием вступает в прямой конфликт, поэтому таких мыслей нет.
— Ольга спрашивает: «Что сказала жена после твоего голого выступления на «Кубане»?
— Как бы эту мысль получше выразить…она сказала: «Вань, тебе надо было больше думать обо мне перед выходом на сцену, а то как-то я была немножко смущена, не тем, что ты голый, а некоторыми другими подробностями». Подкалывала меня по-доброму.
— Давай тоже напомним нашим зрителям, что тогда произошло.
— Мы выступали на фестивале «Кубана», и за день до этого началась травля в отечественных СМИ по поводу моего выступления с украинским флагом. Повсюду пестрели громкие заголовки, что, дескать, я вышел на сцену, размахивая флагом, и чуть ли не весь концерт им махал. Мне приписывались какие-то непонятные высказывания, которых я не совершал. И даже те высказывания, которые действительно со сцены звучали, переиначили. Я там исключительно выступал за мир, выступал против травли, к которой пытаются склонить наши народы, и выступал против информационной войны.
Всё это было искажено средствами массовой информации, но на самом фестивале «Кубана» произошло следующее: во время нашего выступления я попытался обратиться к людям и объяснить им, что на Западной Украине, на мой взгляд, нет никаких этих настроений, которые приписываются. Пытался рассказать о том, что нашим народам незачем ссориться, о том, что это выгодно не простым людям, а как раз-таки непростым. В это время отрубили интернет-трансляцию, но я об этом ничего не знал, и это мне абсолютно понятно. Организаторы побоялись — мало ли, что я скажу, и просто выключили вещание в этот момент. Но последней каплей стало то, что во время исполнения песни «Танцы» нам выключили звук, и на этом наше выступление закончилось.
Мы всегда всячески поддерживали фестиваль «Кубана», в этом году вообще выступали там бесплатно. И я был возмущён этим происшествием и во имя восторжествования голой правды выступил. Это было уже позже — ночью, во время выступления дружественной нам группы Anacondaz. Мы вышли исполнить совместную песню, и я решил сделать так.
— Артур интересуется: «Ты уже начал работу над новым альбомом?»
— Работу над новым альбомом я ещё не начал, но одну новую песню написал после выхода Hard Reboot. Эта песня называется «Абырвалг», по первому слову, которое произнёс Полиграф Полиграфович Шариков в романе Булгакова «Собачье сердце». Песня связана, скажем так, с собачей темой. Эта песня станет саундтреком к фильму «Ёлки лохматые», который выходит этой зимой.
— Следующий вопрос: «У тебя есть время, чтобы читать книги?»
— Да, как раз сейчас читаю новую книгу Пелевина «Любовь к трём цукербринам». Занимательное чтиво, Пелевина вообще очень люблю и надеюсь, что эта книжка по итогам не разочарует, во всяком случае пока что интересно, очень.
— Какая самая любимая книга?
— Я антиутопии вообще люблю. «1984» Джорджа Оруэлла, пелевинский S.N.U.F.F. мне очень нравится. Мой любимый писатель Пелевин, и у меня очень много его любимых книжек. «Ампир В», «Омон Ра», «Жизнь насекомых». Особенно в «Жизни насекомых» мне нравятся стихи, которые в самом конце. Там есть замечательное стихотворение на книжную тему.
— «Не планируете ли написать книгу о себе и своём творчестве?» — спрашивают читатели.
— В старости, когда перестанут писаться песни и мою историю можно будет считать завершённой я, может быть, об этом подумаю, а пока что некогда, если честно.
— Читатели говорят, что ты стал мало на концертах фристайлить.
— У нас просто очень много классных песен стало. На мой взгляд, классных, уж простите, если это мнение не совпадает с вашим. Просто выпущено огромное количество пластинок, трек-лист ломится от изобилия, поэтому вставлять туда импровизации всё сложнее и сложнее, потому что хочется в первую очередь все эти песни спеть.
Тем не менее фристайл никуда не делся, он так или иначе себя проявляет, вылезает, так сказать, из тёмных глубин наружу, и сегодня обязательно это на концерте тоже случится. Что его стало меньше — ну, да. Когда мы ездили в свои первые туры в 2008 году, у нас была программа покороче, и как-то постоянно хотелось разъяснить свою позицию по всем вопросам, потому что соответствующих песен не было, поэтому фристайлилось больше.
— «Кого из уральских музыкантов ты уважаешь, с кем знаком?» — спрашивает Тимур Николаев.
— Я знаком с некоторыми участниками EK Playaz и в общем так или иначе немного знаю уральскую хип-хоп тусовку. С уважением отношусь. Совместных работ каких-то у нас не было, может быть, появятся.
— «Удаётся ли заниматься спортом во время гастролей?» — спрашивает Илья.
— Да, удаётся. Несколько реже, чем хотелось бы, но удаётся.
— Что ты делаешь?
— Воркауты делаю. Это так или иначе вдохновлено деятельностью Оли Маркес. Есть такое движение «Секта». Оно включает в себя здоровое питание, довольно суровое. Эту диету я не выдерживаю. На гастролях не могу с собой бороться. А по поводу тренировок, стараюсь их делать по мере возможности, когда есть время и хотя бы немного сил.
Мы ездили в тур на пять городов — в трёх из пяти это удалось сделать. Но туры бывают организованы гораздо жёстче по логистике, посмотрим, насколько часто это будет удаваться в этом месяце.
— Екатерина Васенина спрашивает по поводу травли Макаревича и Арбениной. Не боишься ли ты, что твои концерты тоже будут отменять?
— Ну, а что бояться? У меня есть мнение, и я его высказываю. Бояться, что тебе концерты будут отменять — зачем тогда ты вообще поёшь? То, что происходит с Арбениной и Макаревичем — это самая настоящая травля. Причём, если в случае с Макаревичем — хотя бы как-то можно понять, почему это происходит, то почему это происходит с Дианой Арбениной, мне не ясно. Её высказывания невозможно под какой-либо антиправительственный характер подписать — вот это самое непонятное для меня, если честно. Это вообще глупости. Сейчас просто, понимаете, силовые структуры находятся в дичайшей паранойе, они плохо понимают, что происходит, и, пытаясь как-то подстраховаться…это как в анекдоте: «Кто накуренный? Я накуренный?». Знаешь анекдот такой?
— Нет.
— Про Вовочку, который домой приходит, заходит на кухню, открывает борщ и начинает есть из кастрюли. Мама заходит на кухню и говорит: «Ну, ты хотя бы разогрел». Он: «Кто накуренный? Я накуренный?». Вот примерно так сейчас себя ведут всевозможные силовые структуры с музыкантами, которые что-то там сказали.
Очень смешную историю мне рассказывал организатор в одном из городов. Он устраивал концерт Ляписа Трубецкого. После этого им очень интересовались всевозможные структуры. И ему сказали, ну, что этот Noize MC тоже с Украины, как и Ляпис Трубецкой. Он ответил, что вообще-то Noize MC из России, а Ляпис Трубецкой из Белоруссии. То есть люди вообще не понимают, что происходит, что это за люди приезжают, что они там сказали, что спели, связано ли это с происходящим — им наплевать абсолютно. Просто все находятся в непонятной паранойе по этому поводу.
— Инга спрашивает: «Отличаются ли поклонники на концертах в разных городах, и какие они в Екатеринбурге?».
— Отличаются, да. В Екатеринбурге поклонники, как и положено рок-столице, любят угорать по хардкору, качественно слэмятся и любят всякие панковские фишки. В общем, Екатеринбург — лайк. Самые энергичные концерты у нас проходят в Минске — наши белорусские поклонники — самые отвязные ребята в принципе из всех, кого мы когда-либо встречали на своих концертах. Мы очень любим Дальний Восток, реже, чем хотелось бы, туда ездим, но там тоже как-то по-особенному нас ждут. Люди отличаются, да.
— Что думаешь по поводу санкций?
— Это глупости, какие-то детские обидки. Выглядит это по-дурацки. Косвенные или какие-то позитивные признаки у этого, может быть, и будут, единственное, кому хорошо от санкций — это российскому фермеру. Народ наш, как известно, не задушишь, не убьёшь. Ещё грустнее всего мотивы, которые за этим стоят, мы в очередной раз как-то обособляемся от мирового сообщества. Опять появляется это дурацкое противопоставление: «Россия против мира, мир против России». В этом ничего хорошего, конечно, нет.
Иван Алексеев aka Noize MC родился 9 марта 1985 года в городе Ярцево Смоленской области. В 2001 году он окончил музыкальную школу, а в 2002 — общеобразовательную, с золотой медалью. Поступив на факультет информатики Российского государственного гуманитарного университета, переехал в Москву. В 2003 году вместе с соседями по общежитию Иван создал новую альтернативную группу под названием Protivo Gunz. Летом 2006 года Noize MC подписал свой первый контракт с рекорд-лейблом: молодой талант заинтересовал компанию Respect Production. В 2007 году состоялся дебют Ивана в кино: он снялся в фильме Андрея Кудиненко «Розыгрыш». В 2013 году коллективу исполнилось 10 лет. Иван женат, воспитывает двух сыновей.