Культура На берегу Чусовой исследователи ищут камни, на которых пчеловод всю жизнь высекал стихи Есенина

На берегу Чусовой исследователи ищут камни, на которых пчеловод всю жизнь высекал стихи Есенина

Необычные работы обнаружили случайно.

Тимофей Кожевников много лет высекал на камнях стихи Есенина.

Уральские туристы, сплавляясь по Чусовой, как правило, пропускают село Усть-Утка или останавливаются там только лишь купить хлеб. Екатеринбуржец Евгений Суслов во время путешествия заглянул к местным жителям, чтобы лучше изучить окрестности. Во дворе одного из домов на берегу реки он нашёл самобытный музей Сергея Есенина: рядом с деревьями и на траве лежали около тридцати камней с высеченными на них выдержками из стихов поэта и необычными рисунками.

Оказалось, сельчане знают и уважают автора этих работ, местного старика Тимофея Кожевникова. Дедушка отличался отменным чувством юмора и в разговоре часто отмечал, что надписи на камнях во дворе – не единственные его произведения.

- Эти камни – ерунда! Вот в лесу, если идти по ручью Чичериха, который стекает в Чусовую, будет старая пасека. Там у меня много камней, около трёхсот! Я дурак-то большой! - смеялся Тимофей Андреевич.

Кожевников родился 18 января 1918 года недалеко от Каменска-Уральского. После школы отправился воевать на первый прибалтийский фронт, получил ранение. Ещё в молодости он занялся пчеловодством. В то время, когда Тимофей Андреевич работал на пасеке, умер его отец. Решил уралец увековечить память об отце и вырезал его имя на камне. С этого и началось увлечение Кожевникова.

Так в коллекции Кожевникова появился камень-стул с надписью: "Здесь сидел Тимофей Кожевников и читал стихи Есенина", бюст поэта, памятник пчёлам, "антикризисная монета", иллюстрации к сказкам, Адам и Ева, чёрт и Баба-Яга. Тем, кто ему нравился, Тимофей Андреевич дарил камни со своим автопортретом. Но большинство экспонатов домашнего музея были посвящены Сергею Есенину и его стихам. Уралец вырезал на валунах любимые строчки, моменты из биографии поэта и собственные стихи, которые он посвящал кумиру. С Есениным, кстати, уральского мастера ничего не связывает. Как говорил Тимофей Андреевич, просто "душа лежит" к творчеству поэта.

- В 1974 году о Кожевникове узнали в области. Чиновников возмутила его самодеятельность, и они послали депешу, чтобы разобраться. Как говорил Тимофей Андреевич, на пасеку стали приходить проверяющие с придирками разными. Узнавали, кто позволил ему на камнях писать. А он и отвечал: "Я камни спрашивал, но они молчат. А молчание - знак согласия". После нескольких проверок от старика отстали, - рассказал Евгений Суслов.

Кожевников пытался работать по дереву, металлу, гипсу, но пристрастился к резьбе по камню. Выбирал материал по эстетическому признаку. Смотрел на форму, сравнивал, представлял, как будет выглядеть надпись или рисунок на поверхности. Сначала сам искал валуны на берегу реки и в лесу, а потом ему стали привозить красивые камни родственники и друзья.

Осенью прошлого года группа энтузиастов из семи человек во главе с Евгением Сусловым, изучив Google-карты, отправились к заброшенной пасеке, чтобы найти остальные камни, на которых Кожевников увековечил память о поэте.

- За два часа прошли всего четыре километра. Пробираться было очень сложно. Лес старый, его ветра повалили. Вскоре заметили молодые деревья и поняли, что на правильном пути. Впереди уже виднелись полуразрушенные остатки ульев и медогонки, - рассказал E1.RU Евгений.

Письмена сильно испортились, потому что выбивал их Кожевников на известняке. Исследователи видели валун, снимали с него слой мха и искали очертания букв. Всего в тот день неравнодушным екатеринбуржцам удалось найти пять камней. После этого поиски прекратились.

В ноябре прошлого года на 95 году жизни Тимофей Кожевников скончался. Сейчас в доме на берегу реки Чусовой в селе Усть-Утка живёт его супруга Надежда. Евгений Суслов пытается спасти наследие, оставленное мастером, и способствовать образованию первого официального музея Сергея Есенина на реке Чусовой. А пока, как только растает снег, исследователи вновь отправятся на старую пасеку, чтобы разыскать три сотни камней, на которых увековечена память о поэте и его уральском поклоннике.

Кстати, один из экспонатов музея Есенина, камень с автопортретом Кожевникова, отправится на выставку в Областной краеведческий музей. Сейчас там в рамках проекта "Искусство путешествий" объявили сбор артефактов, которые уральские путешественники добыли в своих поездках по миру. В создании контента выставки уже принимают участие студенты, музейное сообщество, представители турфирм, издательств, природных парков, экскурсоводы и путешественники. Место сбора - группа "ВКонтакте" - "Искусство путешествий".

Фото предоставлено Евгением Сусловым.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Музей Сергея Есенина в селе Усть-Утка

На этом стуле сидел Тимофей и читал стихи Есенина. Не жалею, не зову, не плачу...
Антикризисная монета.
Кожевникова с Есениным ничего не связывало.
Бюст Сергея Есенина.
Камни с автопортретом Кожевникова.
Берег реки Чусовая в селе Усть-Утка.
Пока жив, буду читать Есенина. Россия очень похожа на Есенина. С.А. Есенин - это имя России.
Тимофей Кожевников скончался на 95 году жизни.
Демократия - власть подонков.
Черт и баба Яга.
Тимофей Кожевников (посередине) с исследователями осенью 2013 года.
Во время похода уральские энтузиасты смогли найти только пять камней.
Все, что осталось от лесной пасеки.
На старых камнях трудно разобрать надписи.
Триста камней расположены на старой пасеке в лесу.
Тимофей Кожевников показал один из способов наказания пьяниц во времена Петра I.
Около 30 камней расположены во дворе дома Кожевникова.
Кожевников пытался работать с деревом, металлом, но все же пристрастился к камню.
Карта, на которой показано местоположение старой пасеки
1 из 19
На этом стуле сидел Тимофей и читал стихи Есенина. Не жалею, не зову, не плачу...
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления