Татьяна Баганова родилась 30 апреля 1968 года в Тюменской области. С четырех лет начала танцевать в детском хореографическом коллективе. В семь лет поступила в студию, где изучала классический и народный танец. С 1985 по 1990 годы получила высшее образование по специальности «хореограф, преподаватель хореографических дисциплин» в Московском Институте культуры. Во время обучения специализировалась по композиции.
По окончании института пришла работать в екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» в качестве танцовщицы и актрисы. В процессе работы начала делать собственные постановки, поначалу миниатюры. Работала как танцовщица в спектаклях хореографов: Моника Рунде (Испания), Дональд Маккейл (США), Анук ван Дайк (Нидерланды), Кристин Брунель и Иоахим Шлемер (Германия).
Дважды, летом 1993 и 1994 годов, проходила длительные стажировки по техникам танца модерн на базе ADF в Северной Каролине (США), где в рамках гостевой программы представляла свои работы. Все это время совершенствовала свои познания в новых техниках движения, посещала мастер-классы на различных международных фестивалях, занималась эвритмией у Юлиана Коймана и изучала режиссуру.
Первое крупное произведение — одноактный балет «Версии. Часть I.» на музыку Авета Тертеряна — поставила в 1992 году. В этом же году получила Премию за лучшую женскую роль на Международном фестивале современной хореографии в Витебске.
С 1994 года Татьяна Баганова работает в театре «Провинциальные танцы» в качестве хореографа. За это время поставлено 9 спектаклей, которые получили премии международных конкурсов и фестивалей в Ганновере (1994), Париже (1995), Витебске (1995, 1997, 1999). В 2000 году за спектакль «Свадебка» Татьяна Баганова получила Премию крупнейшего конкурса — VII Международных хореографических встреч (Баньоле, Франция).
Татьяна Баганова дважды (2000, 2001) становилась лауреатом Национальной театральной Премии «Золотая Маска» за лучшую работу хореографа. В 1997 году была награждена премией «За современность пластического мышления» Свердловской организации СТД России на Областном конкурсе лучших театральных работ, а в 2000 году получила Премию Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».
Помимо «Провинциальных танцев», Татьяна Баганова работала над постановкой хореографии в других коллективах: Новосибирском молодежном театре «Глобус» (рок-опера «Собор Парижской Богоматери», 1997) екатеринбургских театрах — Академическом Театре оперы и балета («Травиата», 1998), Академическом Театре музыкальной комедии («Прекрасная Галатея», 1998), Экспериментальном молодежном театре Уральской консерватории («THAIS», 1998), Театре юного зрителя («Дневник Анны К.», 2000).
В 2003 году на Новой сцене Большого театра России состоялась премьера спектакля «Золото нартов», где Баганова работала в качестве хореографа-постановщика (постановка и сценография спектакля: Виола Ходова, музыка: Владимир Николаев, исполнители: Государственный театр Республики Северная Осетия — Алания «Арвайден», Российский национальный оркестр, Камерный хор «Алания»).
В качестве преподавателя техник современного танца Баганова проводила мастер-классы на фестивалях в Санкт-Петербурге, Красноярске, Витебске и Калининграде, вела уроки на семинарах, организованных театром «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, а также была членом жюри национальных фестивалей современного танца в Витебске (1994), Казани (1995), Североуральске (1997, 1999), Челябинске (1999), Саранске (2000), Екатеринбурге (2001).
В качестве хореографа-постановщика Татьяна Баганова принимала участие в международных проектах во Франции, Испании (1997) и Голландии (1998). Дважды, в 1999 и 2001 годах, занималась постановкой спектаклей по заказу American Danсe Festival в рамках программы «Интернациональные хореографы» (Дарем, США). В 2000 году поставила спектакль «Попугай» в Гданьске по заказу Балтийского университета танца (Польша), в 2003 году осуществила постановку спектакля для ABCDancecompany из Австрии в рамках программы «East Roads».
В настоящее время Татьяна Баганова работает как педагог, хореограф и танцовщица в театре «Провинциальные танцы», в репертуаре которого девять ее спектаклей, среди которых — обладатели («Свадебка», «Кленовый сад», «После вовлеченности. Диптих. Часть II») и номинанты («Мужчина в ожидании», «Тихая жизнь с селедками», «Полеты во время чаепития», «Lazy Susan») Национальной театральной премии «Золотая маска». Коллектив является призером и участником целого ряда международных и национальных конкурсов и фестивалей (Франция, Германия, Англия, Голландия, Польша, Литва, Эстония, Беларусь, Россия).
Театр «Провинциальные танцы», спектакли которого екатеринбуржцы до недавнего времени могли видеть не чаще, чем один, два раза в год, сегодня готовится сразу к нескольким показам на площадках родного города. Две постановки — «После Вовлеченности. Диптих. Часть II» и «Полеты во время чаепития» — обкатываются на новых сценах в ЦК «Урал» и театре балета «Щелкунчик». Сейчас идут репетиции по восстановлению спектаклей, но уже 27 февраля коллектив будет рад встрече со своими зрителями.
27 февраля, 27 марта — на сцене ЦК «Урал» данс-спектакль «После Вовлеченности. Диптих. Часть II»
20 марта — данс-спектакль «Полеты во время чаепития» на сцене театра балета «Щелкунчик»
Таня, привет!!! Когда покажете что-нибудь новенькое? Мы ждём!!!
Автор:Покосенко Алексей
Ответ:И мы Вас ждем! 20 марта в театре балета «Щелкунчик» премьера восстановленного спектакля «Полеты во время чаепития»!
Вопрос:
Здравствуйте, Татьяна! Моей дочери 14 лет. Она занималась немного художественной гимнастикой, немного танцами в школе. Существует ли возможность для неё заниматься у Вас в театре «Провинциальные танцы»?
Автор:Светлана
Ответ:На сегодняшний момент у театра нет своей школы. Возможно, в следующем сезоне ситуация изменится. Преподавать будут танцовщики театра «Провинциальные танцы».
Вопрос:
Здравствуйте, Татьяна! У меня скорее не вопрос, а выражение восхищения и благодарности. Еще в школе в 1995 г. я делала доклад о театре «Провинциальные танцы», о Вас. Сейчас я вижу, что наград, номинаций, работ у Вас за эти годы добавилось. Только рада тому, что у нас в Екатеринбурге есть такой человек. К сожалению, я ни разу не была на ваших спектаклях. Где и как можно приобрести билеты? Есть ли у вас официальный сайт, где можно узнать всю интересующую информацию? Спасибо.
Автор:Емельянова Ольга
Ответ:Билеты на наши спектакли можно приобрести в кассах ЦК «Урал» (тел.: 360–20–20) и театра балета «Щелкунчик» (тел.: 282–98–02). Вы можете посмотреть две разные постановки на новых театральных площадках города. Информацию о спектаклях можете найти на портале E1.RU в разделе «Афиша». Даты: 20 и 27 марта. Ждем Вас на наших спектаклях!
Вопрос:
Добрый день, Татьяна. Скажите, пожалуйста, какие Ваши новые постановки можно ожидать? Чем хотите удивить зрителей?
Автор:Пятыгина Ольга
Ответ:На сцене ЦК «Урал» мы показываем спектакль «После вовлеченности. Диптих. Часть II». Ближайшая дата показа 27 Марта. Спектакль — обладатель национальной театральной премии «Золотая Маска». Параллельно идут репетиции по восстановлению спектакля «Полеты о время чаепития». Постановка выдвигалась на «Золотую Маску» в трех номинациях. Спектакль будет показан на сцене театра балета «Щелкунчик».
Вопрос:
Здравствуйте, Татьяна» Спасибо большое за Ваши талантливые постановки! Расскажите, пожалуйста, при постановке нового произведения танцору рассказывается, какие он должен вложить чувства и эмоции в движение, или ему просто показывается его «траектория полета», а смысл он вкладывает свой?
И можно ли отнести, по Вашему мнению, современный танец к театру, ведь теперь главную роль в совр. танце играет не танцевальное па, а пластика тела, его самовыражение?
Очень интересно, почему выбирается такое сложное и интересное название данс-спектакля «После Вовлеченности. Диптих. Часть II», это связано с какими-то культурно-историческими особенностями, воплощенными в постановке?
Ваша биография демонстрирует Ваш высокий уровень взаимодействия с другими «мировыми» танцевальными школами, как Вам это удается? И кто больше всего из зарубежных представителей contemporary dance нравится Вам своей техникой исполнения?
Заранее большое спасибо и с огромным уважением к Вам,
Автор:Фомина Ольга
Ответ:По спектаклям и их названиям. Имя спектакля — это его короткое либретто. «Вовлеченность» — это термин, характеризующий процесс, который происходит с человеком, когда он включается во что-либо: взаимоотношения, события, идет к реализации своих целей, своей мечты. Спектакль состоит из двух частей. «Диптих» с греческого — «сложенный вдвое» (две части чего-то). Часть I была создана под впечатлением пьесы Чехова «Три сестры», была показана в октябре 2007 года. Спектакль пронизан темой безысходности, бездействия. Вторая часть («После вовлеченности», ближайшая дата показа — 27 марта) по эмоциональному содержанию является контрастом к первой части, это восприятие окружающей действительности в ее сегодняшнем моментном проявлении. Тема скорости пронизывает вторую часть диптиха. Скорость здесь — черта эпохи, темп жизни, который постоянно убыстряется, диктует иную направленность взаимоотношений. Отношения между людьми быстро исчерпывают себя, ощущается необходимость нового вливания, нового опыта. «Человек времени» более сконцентрирован, направлен, но по-прежнему вовлечен в мечты, поиск идеального будущего, и даже когда он понимает, что все вокруг это лишь иллюзии, отпустить их довольно сложная задача. Именно тема иллюзии является объединяющей для диптиха.
По зарубежным представителям contemporary dance. Техникой исполнения, а также формой выражения мне интересны постановки Уильяма Форсайта. Естественно Мэги Марен, Пина Бауш Йо Стромглен — потрясающий норвежский хореограф, философский, легкий, жизнеутверждающий, вселяющий надежду Интересна пластика движений, которой добивается хореограф, театральность и атмосферность постановок.
По работе с танцовщиками. Танцовщик обязательно должен знать, что он делает на сцене. Перед ним ставятся очень четкие задачи, и в зависимости от этих задач может проходить работа с импровизацией в заданных рамках, интерпретация того, что предлагает хореограф.
Вопрос:
Какого рода энергию Вы несете зрителям через свои постановки?
Автор:Стулова Анастасия
Ответ:Один автор ответил на вопрос другого. См.: «Только сегодня впервые побывала на вашем спектакле, но вышла с осознанием, что через месяц вернусь еще раз. Это цепляет, это интересно и это действительно можно прочувствовать даже яснее, чем прямой текст. А еще это может быть так понятно, что порой возникает желание закрыться от столь яркой эмоции».
Вопрос:
Татьяна, здравствуйте, умещается ли в Вашем восприятии брейкданс именно как искусство? Спасибо.
Автор:Игорь
Ответ:Я уважаю все, что может заинтересовать, привлечь, наполнить человека. Искусство может быть разным, важна энергия, которая передается посредством какой-то формы. Если ты попал в резонанс, тогда это твое. Отмечу, что в Европе, особенно во Франции, брейк-данс сейчас считается отдельным жанром искусства.
Вопрос:
Добрый день, Татьяна! У вас очень впечатляющая биография! Скажите, будет ли в Екатеринбурге проводится мастер-класс, и, если будет, то когда? Очень хотелось бы попасть...
Автор:Савина Екатерина
Ответ:Возможно, мастер классы будут проводиться танцовщиками театра «Провинциальные танцы». На данном этапе вопрос находится на стадии согласования.
Вопрос:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как к вам в театр можно попасть в качестве артиста? Где и когда проходят кастинги?
Автор:Торопова Ольга
Ответ:Никаких специальных кастингов мы не проводим. Коллектив сформирован, если кто-то уходит, пытаемся найти замену.
Вопрос:
Добрый день! Можете ли Вы посоветовать, куда может пойти человек старше 25 лет заниматься танцами (джаз, модерн)? Танцевальная подготовка есть, но не профессиональная. Проекты типа фитнес-центров и коммерческих школ мало интересны (уровень низкий, быстро «перерастаешь» их уровень и становится скучно). Хотелось бы идти «на преподавателя», на определенный уровень. Что у нас есть в Екатеринбурге?
Автор:Алена Мурзина
Ответ:Если Вас интересует профессиональное образование, единственный вариант — это факультет современного танца в Гуманитарном Университете. Все остальное — коммерческие группы.
Вопрос:
Татьяна, можете ли Вы выделить кто-то из российских коллективов/театров, занимающихся контемпорари. Есть ли такие артисты, за творчеством которых Вам самой интересно наблюдать?
Автор:Антон
Ответ:Интересно наблюдать за творческой жизнью театра танца «Игуан», г. С-Петербург. Режиссер — Нина Гастева, хореограф — Михаил Иванов.
Также могу выделить компанию Саши Пепеляева. Чаще всего это совместные dance проекты танцоров из Талина и Москвы, сама компания базируется в Москве.
Вопрос:
Добрый день! Только сегодня впервые побывала на вашем спектакле, но вышла с осознанием, что через месяц вернусь еще раз. Это цепляет, это интересно и это действительно можно прочувствовать даже яснее, чем прямой текст. А еще это может быть так понятно, что порой возникает желание закрыться от столь яркой эмоции.
Спасибо вам за искренность и европейское качество и уважение к зрителю. Многих удач и обязательно новых постановок.
А вопрос в следующем: почему у нас в России «игра как в последний раз» в театре стала чаще исключением?
Автор:Анастасия
Ответ:Анастасия, спасибо за добрые слова. На мой взгляд, игра как в последний раз — это скорее вопрос о том, насколько честно каждый человек делает то, что он делает, а не обобщенное качество спектакля.
Вопрос:
Татьяна, здравствуйте. Хочу записать сына в школу современного танца. Подскажите, как это можно сделать в Екатеринбурге. Спасибо.
Автор:Невмывако Денис
Ответ:На сегодняшний день единственной школой современного танца в г. Екатеринбурге является школа танца при театре танца Олега Петрова.
Вопрос:
Как рождаются ваши спектакли? Откуда вы берете идеи для своих постановок?
Автор:Мария
Ответ:У каждой постановки свой особый случай, своя история, которая может начаться где-нибудь в придорожном кафе, на блошином рынке, в музее, где угодно.
Вопрос:
Здравствуйте, Татьяна! Если не ошибаюсь, уже какое-то время Вы не выходите на сцену в качестве танцовщицы. Это Ваше волевое решение или почему так произошло? Ведь Равиль Галимов танцует!:) Спасибо!
Автор:Ульяна
Ответ:Игра, в которую я сейчас играю — находиться снаружи ситуации и управлять ею, меня привлекает больше, чем быть внутри. Но на уроках и тренингах я честно вместе со всеми танцовщиками тружусь, и если возникнет такой необходимый момент, могу выйти на сцену.
Вопрос:
Добрый день, Татьяна! Как вы считаете, 22 года — возраст, в котором можно начать заниматься танцами, скажем полупрофессионально?
Автор:Мария
Ответ:Есть люди, которые всем чем угодно занимаются очень качественно, даже если воспринимают свое увлечение, как хобби. Профессионально — это то, за что получаешь деньги, но не всегда этот критерий является определением качества. Главное, получать радость от того, что делаешь.
Вопрос:
Татьяна, как Вы относитесь к тому, что ваши ученики-актеры теперь растут без Вас?.. причем лучшие из лучших...
Автор:Кузина Валентина
Ответ:В спектакле часто используется индивидуальные особенности танцовщика. Спектакль наполняется его жизненной энергией, и когда приходится заменять одного танцовщика другим, то всегда обязательно будет меняться и образ. Если принимать это как закон природы, что все течет и меняется, и принимать это как новый опыт, когда на смену уходящему старому всегда приходит что-то новое другое, то можно научиться отпускать от себя людей и освобождать место для новых энергий. Этому можно учиться, но это не всегда легко и просто. У каждого человека своя судьба, своя жизнь. Мы на какое-то время пересекаемся, идем вместе, а потом неизбежно разойдемся. Это не хорошо и не плохо, это просто освобождение места для других связей и взаимоотношений. Глупо жалеть о том, что уже случилось. Попытка научить себя жить каждую минуту здесь и сейчас несет более полное восприятие, чем пребывание в прошлом или уход в мечты о будущем.
Вопрос:
Татьяна, добрый день! Очень интересно, как прошли ваши прошлогодние гастроли в Индии. Вы впервые выступали перед азиатской аудиторией, которая, как мне кажется, должна быть более консервативна в своих пристрастиях? Как вас принимали и почувствовали ли вы отклик?
Автор:Мария
Ответ:Гастроли в Индии прошли очень удачно. Опыт выступления перед азиатской аудиторией уже был, потому ехали с определенным настроем. Понимали, что зритель другой культуры имеет свое устоявшееся образное восприятие. Так, во время выступлений в Таиланде и в Тайване зрители какую-то часть предлагаемого «текста» не считывали, а что-то, наоборот, принимали, интерпретируя по-своему. Учитывая прежний опыт, мы немножко переживали, по-своему настраивались. Но случилось так, что мы как-то быстро и гармонично совпали с местной культурой, оказались в едином контексте со зрителем. Так, например, оказалось, что за день до нашего приезда в Индии проходил национальный праздник. По обычаю в этот день принято поднимать разноцветную пыль из сухой краски. В нашем спектакле артисты делают такого рода облака из муки. Более того, как оказалось, в современном танце много жестов, движений, характерных и для индийского танца.
Вопрос:
Здравствуйте! Татьяна, я очень люблю Ваши спектакли, и, случалось, специально искала музыку, звучащую в ваших постановках. Хотелось бы спросить: помогает ли Вам кто-то с подбором музыки или это только Ваш индивидуальный выбор? И еще небольшой вопрос: у Вас не возникает желания восстановить Ваши «старые» постановки или для Вас это не так интересно, как работа над чем-то новым? Большое Вам спасибо!
Автор:Екатерина
Ответ:Здравствуйте, Екатерина. Музыка в моих постановках — это мой индивидуальный выбор. Во второй части «Диптиха» звучит современная виолончель. Музыкальную основу «Полетов» составили оригинальные произведения виолончелиста Криса Ланкастера, созданные специально для этой постановки. В планах у компании есть восстановление всего репертуара и показ спектаклей в городе (если сложится положительная ситуация для работы коллектива). Мы готовы. «Полеты во время чаепития — наш первый опыт.