Жену серийного поджигателя из Сысертского района обязали выплатить крупную сумму за последние преступления ее супруга: после нескольких лет, проведенных в заключении, он снова принялся жечь автомобили в Екатеринбурге. Почему же наказали не его, а ее? Рассказываем, как так вышло.
«41 машина — не слишком ли много для одного человека?»
Первый раз Александра Лемешева судили в 2017 году. За год-два до этого по Екатеринбургу прокатилась целая волна поджогов автомобилей. Они горели в разных районах города, порой уничтоженными оказывались сразу несколько машин.
В конце концов поджигателя удалось поймать. Его задержали рядом с местом преступления на Химмаше, после того как он успел спалить там несколько авто. 31-летний механик из села Патруши работал в автосервисе: днем чинил машины, ночами уничтожал. Лемешев был женат, воспитывал ребенка.
Всего ему вменяли 41 поджог. Один раз, по версии следствия, за одну ночь Александр успел подпалить сразу десяток машин! Никого из владельцев он не знал, мотивы преступлений были только хулиганские, всё совершалось в состоянии алкогольного опьянения. К каждому «выходу в ночь» он, судя по материалам дела, готовился: в багажниках обгоревших авто находили остатки бутылок с зажигательной смесью.
Многим это поначалу показалось чем-то нереальным. Как такое можно провернуть в одиночку и долго оставаться безнаказанным? Были сомнения: может, ради раскрываемости на Лемешева повесили чужие поджоги? Уполномоченный по правам человека в регионе Татьяна Мерзлякова лично интересовалась этим делом, встречалась с подозреваемым в СИЗО, тоже засомневавшись. «41 машина — не слишком ли много для одного человека?» — говорила она в интервью.
Но вина Александра была доказана судом. Он принес извинения потерпевшим. СМИ тогда писали, что общий ущерб от его преступлений составил около 10 миллионов рублей. Машины некоторых пострадавших были взяты в кредит, у кого-то автомобиль буквально кормил семью, был единственным источником заработка.
В 2017-м суд приговорил поджигателя к пяти годам колонии строгого режима.
Выплатил ли Лемешев многомиллионную компенсацию ущерба потерпевшим по тому уголовному делу, неизвестно — и очень сомнительно. Но в 2022 году он вышел на свободу. На воле пироман не продержался и года — взялся за старое. 18 мая 2023-го его снова задержали по горячим следам.
В тот день на улице Восточной загорелись две машины: Volkswagen Touareg и Passat. Свидетель рассказал полицейским, приехавшим на место происшествия, что видел, как машины поджигал мужчина, и описал его. Через несколько минут на перекрестке Восточной и Малышева задержали схожего по описанию человека. Им оказался Александр.
Воображал, что жжет вражескую технику
Позже он давал полиции объяснения на камеру: после колонии снова устроился работать автомехаником, жил с женой и ребенком. Накануне очередного преступления выпил алкоголь и у него «спонтанно образовалось желание поджечь автомобили».
На этот раз суд назначил поджигателю психиатрическую экспертизу. Известно, что, поясняя врачам мотивы своих поступков, Лемешев говорил, что не контролировал себя, думал, что он на СВО жжет вражескую технику. Уточним, что никакого боевого прошлого у Александра нет — только криминальное. До того пятилетнего срока (за 41 автомобиль) он уже был осужден за грабеж и кражу. Причина его поведения — не посттравматическое стрессовое расстройство, а более прозаичное злоупотребление алкоголем.
Что ему мерещилось, когда он жег машины екатеринбуржцев задолго до начало СВО, в 2015–2016 годах, неизвестно. Но тогда Лемешев понес уголовное наказание — видимо, экспертиза признала, что он вменяем.
Медицинское исследование, назначенное в рамках нового уголовного дела, признало его невменяемым. То есть в момент совершения преступлений пироман не отдавал себе отчета в своих действиях. Уголовное дело было прекращено, вместо наказания ему назначили принудительное лечение.
С невменяемого никакого спроса, но…
Владельцы уничтоженных машин, казалось, ничего не могли поделать: взыскать возмещение ущерба с невменяемого человека невозможно. Однако адвокат одной из пострадавших, хозяйки сожженного Touareg, подала гражданский иск к жене поджигателя, чтобы взыскать компенсацию за уничтоженный автомобиль с нее.
Оказывается, такая юридическая возможность есть: за недееспособного человека могут нести ответственность его ближайшие родственники, проживающие с ним: например, родители, совершеннолетние дети, муж или жена.
На суде супруга Лемешева утверждала, что они уже много лет не живут вместе, совместное хозяйство не ведут. Однако суд не принял эти доводы. Брак не был расторгнут, муж и жена зарегистрированы по одному адресу, на алименты жена не подавала, и сам Александр в пояснениях полиции (пока еще уголовное дело не закрыли) говорил, что живет вместе с ней. В итоге суд Сысертского района встал на сторону потерпевшей, взыскав с жены поджигателя 900 тысяч рублей — компенсацию ущерба от потери машины.
У жены поджигателя нет никакого криминального прошлого. Она сотрудник детского сада, и эти деньги будут вычитать в том числе из ее официальной зарплаты.
— Также к ней будут приняты все меры принудительного взыскания. По сути, как к обычному должнику.
Этот гражданский иск и решение по нему очень интересны и показательны для потерпевших, которые лишились имущества по вине человека, признанного невменяемым. Многие считают, что дело безнадежно: взыскивать не с кого.
Но, согласно Гражданскому кодексу, «если вред причинен лицом, которое могло не понимать значения своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, то обязанность возместить вред может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей, которые знали о психическом расстройстве причинителя вреда, но не ставили вопрос о признании его недееспособности», — говорит екатеринбургский адвокат Ирина Абрамова.
Она представляла на суде интересы хозяйки сожженной машины. Адвокат объясняет, как можно защитить себя от таких исков, чтобы не пришлось расплачиваться за неадекватность родственников:
— Если человек явно неадекватен, совершает общественно опасные поступки, то близким родственникам обязательно нужно обращаться за медицинской помощью и ставить вопрос о признании гражданина недееспособным, помещать в лечебное учреждение. Так вы поможете своему близкому, спасете окружающих от его опасных поступков и обезопасите себя от подобных исков.
Признать недееспособность может только суд, для этого нужно обратиться с иском.
— Проводится экспертиза, решение выносится при участии прокуратуры. Все эти действия свидетельствуют о том, что родственники приняли меры, чтобы помочь близкому и оградить других от общественно опасных поступков. Соответственно, если будет установлено, что человек неадекватен, нуждается в лечении, его госпитализируют. Дальше ответственность будет условно на государстве.
То есть нужно по крайней мере донести до общества, до государственных структур, что человек опасен. В данном случае этого сделано не было.
Злоупотребление алкоголем, которое выливалось в неадекватное поведение и привело к таким последствиям, началось и продолжалось именно в период брака. Но никаких мер принято не было, как и попыток расторгнуть брак. Безразличие к психическому здоровью родственника, позиция «я тут ни при чем» может привести вот к таким правовым последствиям, — заключила Ирина Абрамова.
Год назад в Екатеринбурге поймали вора, который поджигал машины, чтобы скрыть следы преступления. А Окружной военный суд приговорил к лишению свободы поджигателей военкомата из Челябинской области.