В Екатеринбурге судят фигурантов так называемого «тюменского дела», или «дела антифашистов», которых следствие обвиняет в попытке взорвать ТЭЦ в Тюмени. Сторона обвинения сейчас представляет доказательства вины Никиты Олейника и Романа Паклина из Сургута, Кирилла Брика и Дениза Айдына из Тюмени, Данила Чертыкова и Юрия Незнамова из Екатеринбурга.
22 октября состоялась пресс-конференция их адвокатов. Всё происходило после заседания суда. В ходе встречи со СМИ защитники заявили, что у гособвинителя нет никаких прямых доказательств вины их подзащитных.
— Мы считаем что этой организации не было и, соответственно, и участвовать там не в чем. Есть какое-то предполагаемое террористическое сообщество, которого реально и физически не было.
У ребят был юношеский интерес к пиротехнике, Брик занимался этим профессионально, ничего более. Они испытывали вещество возле ТЭЦ в Тюмени, потому что там рядом жила бабушка одного из обвиняемых.
Они выбрали лесополосу, чтобы никому не мешать. Когда их задержали сотрудники ППС, то подумали, что они наркоманы, а те честно во всем признались. Непонятно, почему обвинение предъявлено шестерым, если задержали двоих. Все шестеро дружили, и дружеские встречи выставили как собрания для подготовки теракта, — заявил адвокат Халит Ниязов.
Сторона защиты настаивает на том, что все признательные показания от подзащитных получили под пытками. Адвокаты заявляли об этом еще на стадии предварительного следствия, писали жалобы и обращения в Следственный комитет. По их словам, орган проводил проверки формально, не углубляясь в суть. Государственные медэксперты признали факты телесных повреждений, но решили, что молодые люди получили их еще до задержания. Сами обвиняемые с этим не согласны.
В ходе судебных заседаний часть улик была исключена из дела. Например, обнаруженная у предполагаемого главаря террористического сообщества Никиты Олейника селитра, из которой якобы делалась взрывчатка для ТЭЦ, — следствие сочло ее удобрением. При этом прокуратура считает доказательством бумажную открытку, подписанную на украинском языке, обнаруженную у Олейника, — сторона защиты и группа поддержки заключенных не понимает почему. Также у Никиты было изъято оружие и патроны к нему, а еще ножи — у него есть все разрешения на оружие и даже охотничий билет.
— Всё перечисленное и изъятое при обыске следователь Шаймерденов вернул обратно адвокату для передачи родным. Значит, это не является и не может являться вещественными доказательствами. Зачем сейчас перечень изъятого оглашается на суде, если он ничего не доказывает? — задался вопросом адвокат Олейника Андрей Плотников.
Литература не является запрещенной, на оружие есть разрешение, ничего запрещенного из дома Никиты Олейника изъято не было.
Ветеринара Данила Чертыкова обвиняют еще и в незаконном обороте психоактивных веществ. Адвокаты объясняют обнаружение у подзащитного трамадола тем, что Данил проводил операции животным и использовал опиат как анальгетик. Срок давности привлечения к ответственности по этой статье истек.
По версии силовиков, сообщая о пытках, фигуранты дела пытаются уйти от ответственности за особо тяжкое преступление. По версии следствия, Брик, Айдын, Олейник, Паклин, Незнамов и Чертыков планировали организовать теракт на ТЭЦ в Тюмени, также некоторое время назад следствие предполагало, что молодые люди в дальнейшем планировали дестабилизировать обстановку с помощью диверсий на железнодорожных путях. Следственные органы не дают комментариев по этому делу.
В начале осени 2022 года шестерых антифашистов — Никиту Олейника и Романа Паклина из Сургута, Дениза Айдына и Кирилла Брика из Тюмени, Данила Чертыкова и Юрия Незнамова из Екатеринбурга — арестовали по подозрению в организации террористического сообщества.
Молодых людей задержали возле Тюменской ТЭЦ, когда они хотели испытать самодельное взрывное устройство в близлежащем лесу. Сами задержанные утверждали, что собрали взрывчатку для баловства, однако следователи считают, что молодые люди планировали подрыв железнодорожных путей.
Обвиняемые в терроризме неоднократно заявляли о пытках током, избиениях и угрозах изнасилованием, однако представители правоохранительных органов отвергают обвинения в пытках, а проверки не находят нарушений в работе силовиков.
Сургутянину Олейнику предъявлено обвинение в создании террористического сообщества, остальных фигурантов дела следствие считает участниками группировки. Также Айдына и Брика силовики подозревают в изготовлении взрывчатки.
Мы писали, что дело Брика было выделено в отдельное производство из-за его согласия сотрудничать со следствием — его отправили в колонию на восемь лет.
Ранее мы рассказывали про уральского пенсионера, который больше шести лет хранил у себя дома взрывчатку без разрешения. Напомним, в конце 2022 года в Свердловской области ограничили использование пиротехники — в разных городах запретили запускать фейерверки и петарды.
Подпишитесь на телеграм-канал Е1.RU. Там мы оперативно рассказываем обо всём самом важном, что происходит в Екатеринбурге и области.