Криминал Свердловский тру-крайм истории «Погиб из-за куска мяса». История первого в новой истории Урала убийства охотоведа

«Погиб из-за куска мяса». История первого в новой истории Урала убийства охотоведа

Это дело также уникально тем, что его рассматривал суд присяжных

Суд присяжных вынес свой вердикт по громкому делу в июле 2003 года

12 декабря 2002 года в лесу на 11-м километре между деревнями Большое Пульниково и Квашнино в Камышловском районе обнаружили труп с тремя огнестрельными ранениями. Неподалеку лежала разделанная туша лося, рядом были следы лыжни.

Убитым оказался 46-летний Александр Васильевич Григорьев — потомственный охотовед. На этом посту он сменил своего отца и 20 лет отдал профессии, пока не стал жертвой браконьеров.

Это уголовное дело в Свердловской области стало первым, которое после реформы рассматривал суд присяжных. Рассказываем подробности громкого процесса.

«Может, замочим этого эколога?»

Утром 11 декабря 2002 года друзья-браконьеры из Камышлова Владимир Маркелов и Владислав Савин поехали в лес, в Квашнинское охотхозяйство. На «Жигулях» их привез знакомый Маркелова, он же должен был забрать их часов в пять вечера на 22-м километре проходящей рядом трассы.

Маркелову тогда было 48 лет, он работал электриком в дорожном ремонтно-строительном управлении, его напарник был помладше — 24-летний Савин трудился машинистом-кочегаром на Камышловском электротехническом заводе.

Владимир был куда более опытным охотником и когда-то даже состоял в районном обществе охотников, но нередко браконьерствовал. Так случилось и в тот вечер. У обоих с собой были ружья и патроны, а вот с разрешением на охоту всё оказалось не так просто.

Маркелов и Савин пошли в лес якобы на зайцев, в итоге всё закончилось убийством человека

Как писал в своем очерке в «Литературном журнале» Анатолий Гущин (он был лично знаком с убитым), на руках у браконьеров были путевки на отстрел зайцев. По одной из версий, это было прикрытием, чтобы разделать и забрать мясо убитого ранее лося, по другой — чтобы подстрелить новую дичь.

— Мы вышли из машины, встали на лыжи и удалились в лес. Пройдя минут 40–50, наткнулись на следы лосей. «Покрутим?» — предложил Маркелов. На простом языке это означает сделать загон. Я согласился. Маркелов предложил план: он идет по следам, а я встаю «на номер» в стороне, примерно в 300 метрах от болотины. Если лоси его не подпустят и побегут, то могут как раз выскочить на меня. Так и сделали, — рассказывал в своих показаниях Савин.

Сохатые всё не показывались, около двух часов дня напарники решили устроить привал с обедом, а уже потом — вновь отправиться на поиски лосей. Тогда на след их лыжни и напал охотовед Григорьев. Старший из браконьеров тут же смекнул, чем это грозит.

— Когда стало ясно, что в нашу сторону идет «Буран», я сказал Савину: «Мы попались. За браконьерство нам накрутят 18–20 тысяч рублей штрафа». Савин ответил, что таких денег у него нет и отродясь не было. Тогда я предложил: «Может, замочим этого эколога?», имея в виду Григорьева. «Только убийства на десерт нам и не хватало!» — ответил Савин. Но потом согласился, кивнул головой. «Буран» был уже недалеко. Я сказал Савину, что отойду в сторону и спрячусь в кустах…» — приводит Гущин показания Маркелова.

У Маркелова сразу же появился план, как избавиться от проблем, — убить охотоведа

Савин был знаком с Григорьевым и сразу узнал его, когда тот приблизился на своем вездеходе. Охотовед представился, попросил документы.

— А почему шастаете по следам лосей? Если найду «забойку», вам не сдобровать, — заявил Григорьев, изучая путевку на зайцев.

Как утверждал Савин, охотовед даже пригрозил им «перестрелять за браконьерство, как зайцев», а потом забрал ружье, патроны и документы. Григорьев спросил: «Где второй?» — и поехал за Маркеловым, который уже решился на убийство охотоведа, тем более что до этого тот уже ловил его на браконьерстве.

— Вскоре раздался крик: «Стой!» Затем — брань. В тот же момент прогремел выстрел. Через несколько секунд — еще два. И всё стихло. Я остановился, а потом повернул и побрел на шум выстрелов. Через 250–300 метров наткнулся на Маркелова. Он стоял в густяке, рядом с буреломом. Маркелов протянул мне мое ружье и документы, которые незадолго до этого у меня изъял Григорьев. «Буран» стоял рядом. Самого охотоведа я увидел не сразу. Только потом, присмотревшись, заметил свежую кучу снега и торчащие из-под него носки ботинок, — рассказывал младший из браконьеров.

Маркелов сказал: «Мы с тобой нигде не были и вообще друг друга не знаем. Понял?» Я не на шутку испугался, так как невольно стал соучастником убийства.

Тело Григорьева присыпали снегом. Маркелов приказал Савину завести «Буран», и оба браконьера поехали прочь. Вездеход позже бросили в кустах и пошли к машине, которая их уже ждала.

— До Камышлова ехали молча. Подъехав к дому Маркелова, вышли вместе. Перед тем как разойтись, Маркелов еще раз попросил обо всем молчать, — заявлял Савин.

Уже позже стрелок будет утверждать, что выстрелил в Григорьева машинально и не собирался его убивать.

— Я машинально вскинул ружье и выстрелил. Пулей. Григорьев тут же упал с «Бурана», но не замертво. Он попытался приподняться и наставить на меня ружье. В этот момент я выстрелил еще раз. Но и после второго выстрела Григорьев был еще жив. Он повернул лицо в мою сторону и глядел на меня. Я перезарядил ружье, присел, прицелился и — выстрелил в голову. Больше охотовед не шевелился. Когда я подошел к нему, он лежал на спине и был мертв, — давал показания Маркелов.

При этом он свалил часть вины на напарника: якобы тот сам забрал у убитого и свое ружье, и охотоведа, потому что «разбрасываться стволами ни к чему».

На следующий день другой егерь сообщил о том, что Григорьев рассказывал ему о найденной лыжне, уехал проверять, не браконьеры ли, и так и не вернулся.

Оправдали того, кто и не просил о суде присяжных

Случай Александра Григорьева стал первым убийством охотоведа на Среднем Урале в современной России. История повторилась 17 лет спустя, тогда в Таборинском районе жертвами браконьеров стали два егеря.

Для поиска виновных в смерти Григорьева собрали следственно-оперативную группу, преступников поймали на шестые сутки после убийства.

Владимира Маркелова обвиняли в убийстве лица, находящегося при исполнении, а также в угоне. У Владислава Савина статьи было три — угон, хищение, а также незаконное хранение оружия.

Маркелова обвиняли по двум статьям Уголовного кодекса, Савина — по трем

Прокуратура завершила расследование дела в мае 2003 года, в июле начался суд. При этом Маркелов запросил назначение суда присяжных, Савин же был против.

— Один из обвиняемых заявил ходатайство о том, что желает рассматривать дело с участием суда присяжных. Второй об этом вообще не просил, но тут, раз один заявляет, то дело рассматривается в целом, — вспоминает юрист Вячеслав Курченко.

Вячеслав Николаевич Курченко — заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, преподаватель Уральского государственного юридического университета, председатель коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда в почетной отставке, судья высшего квалификационного класса.

Он стоял у истоков внедрения суда присяжных на современном этапе судебной реформы и как раз вел процесс по делу Маркелова и Савина. О том деле он рассказал на паблик-токе, серию выступлений проводит Музей истории Екатеринбурга совместно со Свердловским областным судом.

Вячеслав Николаевич хорошо помнит детали первого дела с участием коллегии присяжных

На первый современный процесс с участием присяжных коллегию, по словам Вячеслава Курченко, собрали очень быстро. Отправили около 300 извещений, оперативно отобрали из кандидатов самых подходящих. Тогда с этим было куда проще, да и список кандидатов в начале 2000-х составлял примерно 46 тысяч человек, сейчас — только 29 тысяч.

— Мы с первого захода сумели собрать коллегию присяжных из 12 человек. Состав был самый разнообразный — и безработные, и пенсионеры. Старшиной оказалась студентка, которая тогда училась на третьем или четвертом курсе нашего университета, — вспоминает судья того процесса.

Коллегия присяжных заседателей выбирает себе старшину. В совещательной комнате он голосует самым последним.

Коллегию из 12 присяжных собрали очень быстро

—  По Маркелову каких-то вопросов у присяжных не возникало, но по Савину посыпался такой град вопросов, что это стало откровением. Такие [нюансы] могут знать либо юристы, либо студенты последних курсов. Например, они говорили о том, есть ли в его действиях угон вездехода, который ему инкриминировали, — рассказывает Вячеслав Николаевич.

<p>Вячеслав Курченко</p><p>Вячеслав Курченко</p>

Фактически Савин действовал под угрозой Маркелова: если он не подчинится, то может тут же рядом оказаться с убитым охотоведом. Какой тут угон? То, что ружье взял и незаконный оборот оружия, — это тоже под воздействием Маркелова.

—  В уголовном праве есть такое понятие, как вопрос крайней необходимости. И присяжные по своей интуиции, по наитию сказали, что в его действиях фактически нет состава преступления. Удивило, что настолько жизненный опыт и житейская мудрость показали себя на первом процессе, — подчеркивает Вячеслав Курченко.

Удивил судью, например, и другой правильный вопрос от присяжных — почему у Григорьева, отправившегося ловить браконьеров, не было с собой бланков протоколов для их задержания?

Первое дело с участием присяжных по новой реформе в Свердловской области рассматривали 21 год назад

Вердикт вынесли за две недели

Свое решение суд присяжных выносит по опросному листу. Там прописывается, было ли событие, совершил ли преступление конкретный подсудимый, виновен ли он и заслуживает ли снисхождения.

Если присяжные решат, что подсудимый заслуживает снисхождения, то ему, во-первых, не может быть назначено пожизненное лишение свободы, во-вторых, если максимальное наказание по статье — 20 лет лишения свободы (как в случае с Маркеловым), то судья уже не вправе его назначить. Учитывая снисхождение, наказание не может превышать трех четвертей, то есть из 20 лет это только 15.

Еще один важный момент: если присяжные решили оправдать человека, то судья не вправе не согласиться. При этом мнения присяжных могут и разделиться, то есть они не обязаны приходить к единогласному решению. Единственное условие — в таком случае они должны провести в совещательной комнате не меньше трех часов.

Присяжные заполняют вопросные листы анонимно

— В итоге Савин, который не просил о суде присяжных, был полностью оправдан. Я с таким решением был согласен. По второму голоса разделились, но и при этом большинство высказались за снисхождение Маркелова. В итоге наказание для него было не 20 лет, а 15 лет колонии строгого режима, — рассказывает судья.

По словам Вячеслава Николаевича, он до последнего не понимал, каким будет решение присяжных.

— По лицу невозможно было понять. Вот мы на них смотрели, они склоняются за оправдание или будет приговор обвинительный? Позже мы спрашивали: «Что для вас было важнее всего?» Они сказали — показания эксперта, который выступал в суде, — говорит Вячеслав Курченко.

<p>Вячеслав Курченко</p><p>Вячеслав Курченко</p>

Он настолько это подробно рассказал, что там было. Маркелов с полутора метров застрелил охотоведа из ружья, там практически живого места от него не осталось.

По словам Вячеслава Курченко, суд рассмотрел дело буквально за две недели, приговор уместился на пяти страницах. Отличие суда присяжных от процессов, где есть только профессиональный судья, в том, что они не обязаны мотивировать свое решение.

— Мы там вообще не мотивировали, доказана вина или нет. Мы изложили события преступления и назначили наказание. Профессиональный же судья должен в приговоре обстоятельно всё аргументировать, — объясняет доктор юридических наук.

Виновным суд присяжных признал только Маркелова, Савина освободили в зале суда

При этом он рассказал и о паре моментов, которые вызывали опасения. Так, например, был страх, что присяжные будут предвзяты к убитому.

— В свое время в Ростовской области проводились социологические исследования, и было выявлено, что у некоторой части населения есть негативное отношение к потерпевшим, работающим в сфере правоохранения. И этот фактор влияет на вердикт присяжных. В данном процессе такого не было, — говорит Вячеслав Курченко.

Еще один момент — то, как работала адвокат обвиняемых. На процессы она приходила в золотых серьгах и с кольцами, что судья называет ошибкой.

— Не надо было этого показывать перед присяжными, стоило быть поскромнее. Присяжные воспринимают каждую мелочь, каждую деталь, — подчеркивает судья.

«Приговор основан на лживых показаниях свидетеля Савина»

Маркелов после вердикта суда присяжных писал кассационную жалобу.

— С приговором суда не согласен, так как он основан на лживых показаниях свидетеля Савина, [которые тот дал], боясь, что его посадят в тюрьму. До последнего часа я ждал, что в нем проснется чувство гордости и чести, что он одумается и сменит показания, — писал Маркелов.

Он также подчеркивал, что не отрицает вины в убийстве Григорьева, но называл это самообороной. Маркелов должен был освободиться в 2018 году.

Маркелов безуспешно пытался обжаловать приговор

Отметим, что обвинительный приговор, вынесенный судом присяжных, не может быть обжалован в вышестоящих инстанциях. Возможно, именно в этом одна из причин того, что таких процессов с каждым годом становится всё меньше.

«Страшно сознавать, что Александр погиб из-за куска мяса»

Если бы не убийство 11 декабря, то через три дня Григорьев мог отметить 47-летие. У него остались жена Вера и дочь.

— Страшно сознавать, что Александр погиб из-за куска мяса. Рыночная цена этого лося — несколько тысяч рублей. И вот из-за него такая война. Как так? Кому нужны такие жертвы? Что происходит, если люди готовы убивать из-за такой ерунды? Ведь не голодный год… — говорила вдова Анатолию Гущину.

Как пишет Гущин, друживший с Александром Григорьевым, хоронили его практически всем городом, процессия растянулась на несколько кварталов.

По словам автора очерка, у гроба Александра Васильевича начальник областного управления охотничьего хозяйства тогда сказал так:

— Александр был честным и принципиальным человеком. На компромисс с браконьерами не шел. Именно принципиальность и непримиримость и сделали его одним из лучших охотоведов Свердловской области.

Александр Григорьев был посмертно награжден орденом Мужества за выполнение профессионального долга. Указ об этом в феврале 2004 года подписал президент Владимир Путин.

Подробнее о том, как устроен суд присяжных в регионе и стране в целом Вячеслав Курченко рассказал в интервью E1.RU, которое выйдет на этой неделе.

Мы также ведем рубрику, в которой пишем о громких преступлениях прошлых лет. В прошлых выпусках мы вспоминали историю мести уктусского стрелка, жертвой которого стали две девушки, и рассказывали о школьнике, который в 1930-е годы убивал детей в Свердловске.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Как же он ездил 29 лет с диагнозом?» Главный редактор E1.RU — об истории с «бешеным» уазиком
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Это не жизнь, а выживание». Повар детского сада — о том, как работает с зарплатой в 16 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Попадаешь в какой-то мрак». Туристка сравнила Казань и Екатеринбург в борьбе за статус третьей столицы
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Уралмаш — это уже готовое приключение». Семья из Иркутска переехала в Екатеринбург — что из этого вышло
Анонимное мнение
Мнение
Родители-правокачатели и высокомерные завучи: физрук объяснил, почему сбежал из школы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления