Телефонные мошенники убедили 40-летнюю екатеринбурженку продать квартиру, взять несколько кредитов и отправить им все деньги — около 4 миллионов рублей. Они почти две недели вели женщину по этапам своей изощренной схемы, в то время как в банке и в риелторском агентстве никто ничего не заподозрил. Рассказываем подробности печальной истории.
«Идет реформа пенсионного фонда»
2 августа Людмиле (имя изменено) позвонили со скрытого номера. Незнакомая девушка сообщила, что идет реформа пенсионного фонда и Людмиле положена компенсация с бывшего места работы за последние два года. Ей предложили оформить ее дистанционно. Поскольку женщина поддерживала диалог, аферисты начали брать ее в оборот.
Сначала в WhatsApp ей пришло тревожное сообщение о якобы подозрительной активности в ее аккаунте на «Госуслугах». Затем позвонил лжеспециалист «Госуслуг», который повторил эту легенду и переключил ее на «сотрудника Росфинмониторинга». Далее номер встревоженной женщины набрал некий Александр и сказал, что кто-то пытается взять на нее потребительские кредиты. И якобы в целях безопасности нужно срочно оформить кредиты и положить деньги в безопасную ячейку в банке. Для этого он посоветовал купить смартфон с функцией бесконтактной оплаты и вносить деньги на счет.
Следуя указаниям, Людмила сняла 279 тысяч рублей и при помощи купленного телефона внесла их на счет, продиктованный Александром. Но этого оказалось мало: по требованию мужчины екатеринбурженка за три дня оформила потребительские кредиты в Сбербанке, Альфа-банке и «Открытии» на общую сумму 1,3 миллиона рублей, получив деньги в кассе наличными. Никто ничего не заподозрил.
Эти деньги она внесла через банкоматы ВТБ на счета карт, которые ей прислал Александр. Однако на этом аферисты не успокоились. Они убедили Людмилу, что мошенники могут воспользоваться ее персональными данными и продать ее квартиру. Для безопасности они предложили ей самой продать квартиру. Следуя указаниям, женщина позвонила в риелторскую компанию «Новосел» и там подала заявку на продажу квартиры за 2,6 миллиона рублей.
15 августа сделка состоялась в отделении Сбербанка. Риелторов и покупателей ничего не смутило в поведении Людмилы. Полученные 2,5 миллиона она в тот же день шестью транзакциями перевела на счета, указанные Александром. Затем решила обратиться в Следственный комитет, но Александр сказал ей, что этого делать не нужно. Только после этого женщина поняла, что стала жертвой мошенников, и обратилась в полицию.
При опросе выяснилось, что Людмила знала из СМИ о таких видах мошенничества. Более того, в этом году с ней проводили профилактическую беседу участковые.
Что говорят в полиции и в банках
— По заявлению гражданки сотрудниками полиции проводится проверка. В данном случае в действиях неизвестных усматривается состав преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Полиция вновь просит граждан быть бдительными и не поддаваться на уловки мошенников, — прокомментировали в УМВД по Екатеринбургу.
В ВТБ сообщили, что со своей стороны ведут постоянную борьбу с телефонными аферистами.
— Мы всегда предупреждаем о появлении новых мошеннических схем. У сотрудников в отделениях также есть алгоритм работы с клиентами, которые могут находиться под влиянием мошенников. Однако некоторые клиенты всё равно попадаются на уловки злоумышленников и сами предоставляют им личную информацию или переводят деньги. В таких случаях мы рекомендуем незамедлительно обращаться в правоохранительные органы, — подчеркнули в банке.
Наиболее эффективной мерой борьбы с хищениями по-прежнему остается бдительность.
— Нельзя допускать общение с вероятными злоумышленниками. Нужно фильтровать входящие звонки, в том числе через мессенджеры, можно это делать с определителем номера — сервис показывает опасные номера с пометкой о мошенниках или спаме. В телефонной беседе или при переписке в интернете не забывайте, что мошенники могут действовать от имени ваших друзей, коллег и близких, а также звонить от имени ведомств, правоохранительных органов и социальных организаций, — отметили в ПАО «ВТБ».
Получить оперативный комментарий других банков на момент публикации не удалось, но мы готовы разместить его, как только он поступит в редакцию.
Ранее мы рассказывали, что можно сделать, чтобы вывести жертву из-под влияния телефонных мошенников, и как психологи объясняют такую внушаемость горожан.
Родные и близкие, к сожалению, не всегда могут понять, что человека пытаются обмануть. Однако в некоторых случаях даже незнакомец может предотвратить обман. Как поступил, например, таксист, который спас бабушку от жуликов. Героями могут оказаться и продавцы. Ранее сотрудникам «Ленты» удалось помешать развести дедушку, пытавшегося отправить деньги аферистам.
Почитайте, как не попасться на удочку телефонных мошенников. Однако не всегда аферисты начинают свою «работу» со звонка. Мы писали про хитрую схему, связанную с домофонами. Еще вам могут прислать фальшивый штраф от ГИБДД или липовую квитанцию за газ. Обманщики орудуют и на маркетплейсах. Будьте внимательны и не забывайте советоваться с близкими.